Классика и новаторство

Nov 26, 2018 21:42


Общечеловеческая история проходит ключевые этапы в своём процессе развития.

Наиболее обобщенная схема рисует процесс следующим образом:

Классический этап

Неклассический этап

Наиболее ярко эти два этапа заметны в двух отраслях:

Физика

Искусство

Так в постклассической физике появилось множество новых направлений -

Теория относительности,

Квантовая физика

И т. д.

В искусстве после реализма как классического направления

появились различные «измы»:

Абстракционизм

Импрессионизм

Экспрессионизм

И т.д.

И с точки зрения прогресса человечества - это рассматривается не как «бунт на корабле», а как мощные шаги вперёд - в более сложные процессы, которые могут дать более интересные результаты.

Так в частности прогресс в технологиях был связан с выходом за рамки классики в физике.

--

Ситуация в религии.

Религии по своей природе тяготеют к консерватизму.

И поэтому когда в религии возникают изменения, это с позиции самих носителей классической религии - воспринимается как попытка разрушения устоев.

Старые элиты «легко не сдаются».

Но можно и нужно поискать прецеденты в религии, когда новое приходило не разрушить старое (ради самого разрушения), но его обогатить.

Первая историческая справка

Один из самых интересных прецедентов в истории иудаизма - это хасидизм.

Хасиды, став новаторским течением в период своего возникновения - вдохнули новые и ценные веяния в иудаизм.



Хасидизм можно назвать неклассическим иудаизмом по сравнению с предыдущей моделью (классический иудаизм  стали называть «литовским», так как в Литве находился оплот тех, кто охранял классику во главе с Виленским Гаоном).

Итак, разделение иудаизма на

Литовский

Хасидский

Является успешной попыткой создать в мире иудаизма

Классическую и

Неклассическую версии.

Нечто похожее происходило и в христианстве с появлением протестантизма как неклассической версии по сравнению с католицизмом из недр которого он возник.

Процессы появления новых версий и отношений между новым и старым могут быть и не очень мирными.

Мы знаемы тем  как в Европе проходили кровопролитные войны между лагерями католиков и протестантов.

(Конец первого краткого исторического экскурса).

Для истории религии существует два процесса, которые важно разобрать и отличать.

Это процесс модернизации

И это процесс бунта как отвергания.

И важно понять, что с конца 18 века основные религии Западного мира (христианство и иудаизм) очень ослабили свои позиции не из-зв модернизации, но из-за возникновения и распространения атеизма - как тотального отвергания религии.

То есть религию не обновили, а просто попытались выбросить - объявив устаревшей и ненужной.

--

Второй исторический экскурс.

Существует важная теория.

Она гласит, что в начале 20 века особенно радикальная интеллигенция заявила, что религия учила общество гуманизму (говоря о Б-жественной душе и ценности жизни). И что человечество уже научилось гуманизму и поэтому может обойтись без религии.  Образно говоря с их точки зрения человечество уже повзрослело и, став гуманным, может обходиться без помощи религии.

И когда эта идея появилась - Европу содрогнули две мировые войны с наиболее кровожадным сценарием, с массовым и жестоким убиением миллионов.

То есть бездумное отвергание религии вместо ее модернизации - оказалось чреватым катастрофами типа мировых войн.

(Тема требует ещё более интересных инсайтов, но мы это сделаем отдельно)

(Конец второго исторического экскурса)

-----

Итак, подведём итог нашего анализа.

Основные направления человеческой деятельности должны проходить этапы выхода за рамки классики.

При этом если вместо модернизации делается попытка отвергания - это может иметь катастрофические последствия.

Этапы большого пути

Процессы обновления не являются одноразовыми.

Когда очередная порция обновления «переварилась» обществом и из маргинальной стала частью мейнстрима - наступает черёд следующих обновлений.

Третий исторический экскурс.

В иудаизме между хасидизмом и нашим временем можно выделить несколько интересных и важных проектов модернизации.

Это в частности проекты:

Рав Гирш

Рав Кук

Каббала в массы

Бней-Ноах (версии рава Шерки)

Психологические ресурсы (рав Тверский, Ефим Свирский и др,)

(Конец третьего исторического экскурса)

Сейчас мы сформулируем весьма радикальную гипотезу.

Классический иудаизм - стремится быть консервативным.

Частично это сложилось из-за галутной защитной реакции, когда необходимо было сохраниться как минимум по двум очень разным причинам:

Сначала в связи с «наездами» христиан

А потом в связи с активностью атеистов.

Но внутри иудаизма содержится ключевая идея, что иудаизм - это движущая сила для всего человечества,

А не только механизм сохранения еврейства во враждебном к еврейству мире.

И чем более активны и сложны вызовы с которыми сталкивается мир

тем более важно модернизировать иудаизм, чтобы с помощью новых версий научиться  работать и справляться с новыми вызовами.

При этом носитель новых версий не должны агрессивно и враждебно отбрасывать классические версии, как это пытался сделать со всей религией атеизм.

В мире сейчас параллельно находятся группы с разными версиями иудаизма.

И эти группы могут и должны мирно сосуществовать.

Классические еврейские общины - это часть нашей среды обитания

Тактика этих общин - как бы отгородиться от прогресса, чтобы сохраниться.

Они имеют право на такую позицию и на функционирование по своим правилам.

Это тоже способ справиться с современными вызовами.

Но эта позиция почти никак не помогает остальному миру справиться с кризисом.

Поэтому прогресс делают и отвечают за него те, кто ищет пути работы с новыми вызовами. - в том числе с помощью модернизации иудаизма как инструмента - и в частности многоходовой модернизации.

Каждое поколение - сейчас должно искать свои пути обновлени так как сталкивается со своими вызовами.

И делаться это должно сознательно и эффективно.

Главный план работы

Для этого сначала формируются группы разработчиков, которые созидают новые ресурсы.

Далее важно создавать пилотные группы потребителей, на которых можно испытать новые ресурсы.

И далее важно создать механизм доступности для этих ресурсов, чтобы все заинтересованные во внедрении могли прийти и взять новый ресурс.

--

О маркетинге.

Возник спор - нужен ли нам отдел маркетинга?

Ответ зависит от того, что мы понимаем под этим.

Вернувшись к оценке Полонским христианства как маркетинга монотеизма мы увидим, что христианство вело свою работу «огнём и мечом», то есть с высоким уровнем насилия. И особенно пострадали от этого насилия евреи.

Самым ярким примером насилия стало изгнание евреев не желавших принять христианство  из Испании.

Такой маркетинг - обладает весьма сомнительными моральными ценностями и в современном мире неуместен.

Переформулируем задачу.

Для развития современного общества важны

две степени свободы.

Свобода доступа к информации

Свобода выбора.

Для первой свободы - необходимо чтобы новые разработки находились в. Свободном доступе и для этого например были выложены в Интернет.

Вторая свобода говорит о том, что мы не должны никому ничего навязывать.

Пусть те кто готов - сами придут и возьмут.

---

Что мы можем себе позволить, это по мере готовности материалов - помогать ближним узнавать о них.

----

Previous post Next post
Up