Общечеловеческая история проходит ключевые этапы в своём процессе развития.
Наиболее обобщенная схема рисует процесс следующим образом:
Классический этап
Неклассический этап
Наиболее ярко эти два этапа заметны в двух отраслях:
Физика
Искусство
Так в постклассической физике появилось множество новых направлений -
Теория относительности,
Квантовая физика
И т. д.
В искусстве после реализма как классического направления
появились различные «измы»:
Абстракционизм
Импрессионизм
Экспрессионизм
И т.д.
И с точки зрения прогресса человечества - это рассматривается не как «бунт на корабле», а как мощные шаги вперёд - в более сложные процессы, которые могут дать более интересные результаты.
Так в частности прогресс в технологиях был связан с выходом за рамки классики в физике.
--
Ситуация в религии.
Религии по своей природе тяготеют к консерватизму.
И поэтому когда в религии возникают изменения, это с позиции самих носителей классической религии - воспринимается как попытка разрушения устоев.
Старые элиты «легко не сдаются».
Но можно и нужно поискать прецеденты в религии, когда новое приходило не разрушить старое (ради самого разрушения), но его обогатить.
Первая историческая справка
Один из самых интересных прецедентов в истории иудаизма - это хасидизм.
Хасиды, став новаторским течением в период своего возникновения - вдохнули новые и ценные веяния в иудаизм.
Хасидизм можно назвать неклассическим иудаизмом по сравнению с предыдущей моделью (классический иудаизм стали называть «литовским», так как в Литве находился оплот тех, кто охранял классику во главе с Виленским Гаоном).
Итак, разделение иудаизма на
Литовский
Хасидский
Является успешной попыткой создать в мире иудаизма
Классическую и
Неклассическую версии.
Нечто похожее происходило и в христианстве с появлением протестантизма как неклассической версии по сравнению с католицизмом из недр которого он возник.
Процессы появления новых версий и отношений между новым и старым могут быть и не очень мирными.
Мы знаемы тем как в Европе проходили кровопролитные войны между лагерями католиков и протестантов.
(Конец первого краткого исторического экскурса).
Для истории религии существует два процесса, которые важно разобрать и отличать.
Это процесс модернизации
И это процесс бунта как отвергания.
И важно понять, что с конца 18 века основные религии Западного мира (христианство и иудаизм) очень ослабили свои позиции не из-зв модернизации, но из-за возникновения и распространения атеизма - как тотального отвергания религии.
То есть религию не обновили, а просто попытались выбросить - объявив устаревшей и ненужной.
--
Второй исторический экскурс.
Существует важная теория.
Она гласит, что в начале 20 века особенно радикальная интеллигенция заявила, что религия учила общество гуманизму (говоря о Б-жественной душе и ценности жизни). И что человечество уже научилось гуманизму и поэтому может обойтись без религии. Образно говоря с их точки зрения человечество уже повзрослело и, став гуманным, может обходиться без помощи религии.
И когда эта идея появилась - Европу содрогнули две мировые войны с наиболее кровожадным сценарием, с массовым и жестоким убиением миллионов.
То есть бездумное отвергание религии вместо ее модернизации - оказалось чреватым катастрофами типа мировых войн.
(Тема требует ещё более интересных инсайтов, но мы это сделаем отдельно)
(Конец второго исторического экскурса)
-----
Итак, подведём итог нашего анализа.
Основные направления человеческой деятельности должны проходить этапы выхода за рамки классики.
При этом если вместо модернизации делается попытка отвергания - это может иметь катастрофические последствия.
Этапы большого пути
Процессы обновления не являются одноразовыми.
Когда очередная порция обновления «переварилась» обществом и из маргинальной стала частью мейнстрима - наступает черёд следующих обновлений.
Третий исторический экскурс.
В иудаизме между хасидизмом и нашим временем можно выделить несколько интересных и важных проектов модернизации.
Это в частности проекты:
Рав Гирш
Рав Кук
Каббала в массы
Бней-Ноах (версии рава Шерки)
Психологические ресурсы (рав Тверский, Ефим Свирский и др,)
(Конец третьего исторического экскурса)
Сейчас мы сформулируем весьма радикальную гипотезу.
Классический иудаизм - стремится быть консервативным.
Частично это сложилось из-за галутной защитной реакции, когда необходимо было сохраниться как минимум по двум очень разным причинам:
Сначала в связи с «наездами» христиан
А потом в связи с активностью атеистов.
Но внутри иудаизма содержится ключевая идея, что иудаизм - это движущая сила для всего человечества,
А не только механизм сохранения еврейства во враждебном к еврейству мире.
И чем более активны и сложны вызовы с которыми сталкивается мир
тем более важно модернизировать иудаизм, чтобы с помощью новых версий научиться работать и справляться с новыми вызовами.
При этом носитель новых версий не должны агрессивно и враждебно отбрасывать классические версии, как это пытался сделать со всей религией атеизм.
В мире сейчас параллельно находятся группы с разными версиями иудаизма.
И эти группы могут и должны мирно сосуществовать.
Классические еврейские общины - это часть нашей среды обитания
Тактика этих общин - как бы отгородиться от прогресса, чтобы сохраниться.
Они имеют право на такую позицию и на функционирование по своим правилам.
Это тоже способ справиться с современными вызовами.
Но эта позиция почти никак не помогает остальному миру справиться с кризисом.
Поэтому прогресс делают и отвечают за него те, кто ищет пути работы с новыми вызовами. - в том числе с помощью модернизации иудаизма как инструмента - и в частности многоходовой модернизации.
Каждое поколение - сейчас должно искать свои пути обновлени так как сталкивается со своими вызовами.
И делаться это должно сознательно и эффективно.
Главный план работы
Для этого сначала формируются группы разработчиков, которые созидают новые ресурсы.
Далее важно создавать пилотные группы потребителей, на которых можно испытать новые ресурсы.
И далее важно создать механизм доступности для этих ресурсов, чтобы все заинтересованные во внедрении могли прийти и взять новый ресурс.
--
О маркетинге.
Возник спор - нужен ли нам отдел маркетинга?
Ответ зависит от того, что мы понимаем под этим.
Вернувшись к оценке Полонским христианства как маркетинга монотеизма мы увидим, что христианство вело свою работу «огнём и мечом», то есть с высоким уровнем насилия. И особенно пострадали от этого насилия евреи.
Самым ярким примером насилия стало изгнание евреев не желавших принять христианство из Испании.
Такой маркетинг - обладает весьма сомнительными моральными ценностями и в современном мире неуместен.
Переформулируем задачу.
Для развития современного общества важны
две степени свободы.
Свобода доступа к информации
Свобода выбора.
Для первой свободы - необходимо чтобы новые разработки находились в. Свободном доступе и для этого например были выложены в Интернет.
Вторая свобода говорит о том, что мы не должны никому ничего навязывать.
Пусть те кто готов - сами придут и возьмут.
---
Что мы можем себе позволить, это по мере готовности материалов - помогать ближним узнавать о них.
----