Взаимоотношение государства и религии - ситуация в Израиле

Feb 15, 2016 19:57

(очень черновая версия) ИМХО

Радио РЭКА с которым мы регулярно делаем интервью для израильских радиослушателей предложило мне осветить тему - взаимоотношений государства (Израиль) и религии (иудаизм).
Они предложили несколько вопросов - для их освещения.

Чтобы тот короткий временной отрезок, который я получу в эфире (около 15 минут) был серьезно подготовлен - я написал этот текст-осмысление, который не является директивным, но экспериментально-пилотным...

Вопросы взаимоотношения государства и религии в Израиле - относятся к весьма острым.
Проблема в том, что пока не даны четкие определения и не выяснено в чем конфликт интересов, ситуация будет не очень здоровой, порождая и подкармливая вирусы взаимной неприязни.

Давайте постараемся начать по возможности расчищать территорию, чтобы было на чем строить здоровые основания.
=-=-=-=
В чем суть государства?
Государство защищает интересы ВСЕХ своих граждан.
И также некоторые интересы жителей, которые не граждане...

В Израиле под всеми гражданами понимаются:
религиозные евреи
традиционные евреи
нерелигиозные евреи
неевреи,
в том числе арабы, в том числе те, которые относятся к евреям не совсем лояльно.
=-=-=-=-=

При этом - в связи с еврейским характером государства должны существовать некие преференции традиционному (ортодоксальному и примкнувшему) еврейству, но эти преференции должны формироваться умно, с тактом и с учетом различных факторов...

=-=-=-=-=
Приведем четыре горячих примера:
(а) автобусы, не ездящие по Шабатам.
(б) регистрация браков между евреями и неевреями.
(в) разные критерии гиюра
(г) молитва у Стены Плача - совместно, раздельно или как?

АВТОБУСЫ И ШАБАТ

Краткая справка.
В далекие времена - в рамках соглашений между религиозным сообществом и государством было принято (в том числе) не выпускать на линии общественный транспорт в Шабат....
Желающие ездить - пусть тратятся на такси....

Комментарий:
Это - самый безобидный вопрос из вышеупомянутых.
На самом деле - на том историческом этапе это был некий способ моральной поддержки религиозных евреев (назовем это так....)

Проблематика:
все нерелигиозные евреи и тем более неевреи - никак не будут начинать соблюдать Шабат из-за того, что им не дадут автобусов в Шабат.....

Они скорее будут раздраженно думать о религиозных евреях... чем будут увеличивать неприязнь между двумя секторами израильского общества.

ИМХО, есть смысл пустить автобусы в Шабат, посадив за руль неевреев (там вполне достаточно арабских водителей).

Религиозных это никак не заденет и не затронет.

Дополнительные бонусы.

Если человек начинает соблюдать Шабат, он сможет вечером поехать (даже на автобусе) в гости к друзьям - и даже если он при эом ездит на автобусе, но гостит у друзей с Шаббатним настроем - это будет замечательно.

Вы скажете, что он конечно может поехать и на такси, но автобус ощущается гораздо менее нарушающим.....

Кроме того, можно даже сделать какие-нибудь Шаббатние билеты, которые покупаются заранее и как-нибудь отдаются в руки водителю.....

Тем более, что в Иерусалиме, например, есть эрув, то есть можно в Шабат носить вещи в руках.

Такие билеты будут не подходить под ведомство ортодоксального раввината, но могут быть в ведомстве автобусной кампании, которая может продавать одноразовые билеты - для желающих минимизировать нарушение Шаббата.

Я знаю, что ортодоксальные товарищи - скажут, что это все равно нарушение - и поэтому ай-яй-яй... но - если говорить о еврействе в-целом, то такие варианты смогут привести евреев к большему соблюдению.... постепенно....

И даже есть реальный шанс, что некоторые евреи постепенно настолько проникнутся идеей Шабата, что постепенно и на автобусах ездить в Шабат перестанут....
начав - с промежуточной версии - автобусов - со спец.квази-Шабатними билетами...

Можете назвать эти билеты Шабат по Эгедовски (Эгед - название автобусной кампании в Израиле). Тогда это не будет привлекать гнев ортодоксального мира, а остальных евреев сделает более доброжелательными....

=-=-=-=

(б) регистрация БРАКОВ между евреями и неевреями.

В свое время была объявлена монополия на заключение браков - для Раввината.
Цель - остановить межнациональные браки.

Результат - люди ездят на Кипр (благо недалеко) и регистрируются (увы...) продолжая пополнять ассимилированную группу...

Вывод: то небольшое препятствие смешанным бракам (а оно действительно небольшое, пары не особенно напрягаясь ездят на Кипр) - не играет особой роли в сдерживании процесса.
Нужно ли делать сей процесс светского брака доступным?
Наверное, можно оставить этот барьер, но не считать его серьезным,
а объявить - символическим, так как увы, его роль остается в символической форме....

=-=-=-=
(В) ГИЮРЫ.

Сейчас в Израиле есть монополия на гиюр - для ортодоксальных судов.
Остальные - не признаются....

Вопрос - не признаются кем и чем....

Ответ - в серьезных ортодоксальных кругах по понятным причинам - озабочены, что «несерьезные» гиюры - создадут путаницу, когда люди захотят жениться и будут натыкаться на непонятно каких евреев.... и это реальная проблема...

Вопрос непростой...

Возможный вариант ответа.....

В принципе есть несколько ситуаций, когда строгость гиюра играет роль.
(а) при женитьбе на девушке, если ее гиюр несерьезный, то дети - будут иметь непонятный статус
(б) при молитве в миньяне - непонятно, считать ли человека с непонятным гиюром - частью миньяна...

В данном случае - набросаем черновые мысли...

Возможно, что пора начать использовать электронную систему регистрации (предлагаю это - с большой долей аккуратности).....

И человек, прошедший гиюр - может отмечаться в некой Базе данных - с учетом степени серьезности его гиюра...

При этом - должен быть предусмотрен - upgrade, когда человек решает повысить степень строгости своего гиюра...

=-=-=-=-=
Интересные нюансы.

(ааа) представим себе (и у меня есть такие знакомые) - пожилую женщину, которая почувствовала себя еврейкой (или подозревает, что у нее еврейские предки, но доказать не может).....
Такая женщина:
уже не может рожать детей, поэтому вопрос с еврейством ее детей не стоит;
не будучи мужчиной, ей не нужно ходить молиться в миньян и ее никто по ошибке в миньяне не посчитает.....

Таким образом, ее еврейская самоидентификация - никак не создаст путаницу в конкретных ситуациях.

Я знаю несколько таких очень уважаемых и духовных женщин, которым очень хочется считать себя еврейками, но они не готовы соблюдать с полной серьезностью (по крайней мере пока...)

Вполне возможно, что для таких женщин - некий формат менее формального гиюра - будет сравнительно разумным.

(ббб) интересна ситуация с миньяном.
Дело в том, что в синагогах, когда приходит новый человек на молитву, никогда не докапываются до его еврейства.

Я лично знаю только один «кривой» случай. К нам в синагогу пришел негр, который стал рассказывать очень запутанные истории из своей жизни....

Из-за его не совсем типичной внешности - мы заподозрили и перестраховались, то есть когда он в миньне был десятым, мы ждали одиннадцатого...

Но я полагаю, что если бы дядечка был белый, никто бы не стал «докапываться»....

=-=-=-=-=
То есть - если некто, не будучи евреем, захочет ходить молиться в синагогу, то он легко сможет «мешаться с толпой».
Более того, раньше своих определяли по владению ивритом как текстовым, так и некоторым фрагментом устного.
Сейчас же многие ассимилированные евреи, как русские, так и американские - могут совсем не знать иврита.
И какой-нибудь самоучка нееврей, который сам купил молитвенник и курс иврита - может выглядеть более аутентично, чем стопроцентный еврей, выросший в советском атеистическом обществе.
Так что и здесь - все на столь очевидно, а скорее наоборот.
=-=-=-=-=
Думается, что вопрос не в наличии в Израиле альтернативных гиюров, а в возможности как-то отслеживать разные вариации....

И если аутентичное еврейство тоже определяется весьма туманно (только в Советском Союзе была пятая графа), то думаю, что нужно просто иметь Базу Данных - где неформально обгиюренные евреи бы помечались, но сугубо для серьезных ситуаций, как брак, дабы предотвратить смешения.... и некие смежные с этой области.
=-=-=-=-=
Развитие мысли....
У меня есть некое ощущение (не совсем формальное), что было бы любопытно ввести какой-нибудь симпатичный статус, подобный тому как в спорте есть «кандидат в мастера» и «мастер», или в науке «член-корреспондент» и «Академик».... или даже советский «кандидат наук»
При этом - можно заметить, что и «кандидат в мастера» и «член-корреспондент» и даже «кандидат наук» - это очень уважаемые статусы сами по себе...

И было бы весьма симпатично - как-нибудь развить эту тему и предлагать сочувствующим - даже в Израиле, вхождение в общество таких «кандидатов»....
На самом деле - этот жест имеет скорее символическую природу, но он может создать гораздо более теплые чувства между евреями и неевреями, чем возведение жесткого барьера, который к тому же сейчас игнорируется светскими евреями, которые делают все что считают нужным, никак не соотносясь с религиозным обществом.

=-=-=-=
(Г) СТЕНА ПЛАЧА

Эта тема - тоже имеет интересные следствия...

С одной стороны, это синагога - и в ней важно соблюдение правил молитвы, которое в еврейском ортодоксальном контексте означает раздельность мужчин и женщин.

С другой стороны, туда приходит много туристов....
И в принципе ситуация становится несколько размытой...

Кстати, в обычных ситуациях - когда смешанная группа приходит в Стене Плача - они могут собраться вокруг разделяющей перегородки, что и происходит при Бар-мицвах....

=-=-=-=-=
Но что же делать с альтернативными группами?
=-=-=-=-=

Опять же ИМХО - мне кажется, что чтобы сбросить «пар» лишнего недовольства - стоит выделить третий фрагмент Стены - при чем сбоку от женской части, подальше от части мужской....

На эту часть можно пускать женщин в сопровождении мужчин.... которые захотят быть возле Стены Плача вместе....

Приведу пример.
Мои родители не были религиозными евреями, но моя мама была очень духовной, а папа очень любил и уважал маму.
И папе в синагоге в отрыве от мамы было очень неуютно.
И если бы он мог стоять рядом с моей мамой, он бы себя чувствовал гораздо более счастливым.
И это - не из противопоставления еврейству, а из характера.

Кстати, сейчас очень много женщин в семьях - гораздо более духовны, чем их мужья.
И у меня среди учеников - очень много таких случаев.
И жены ходят в синагогу, а мужья - сидят дома и смотрят телевизор.

Но - если бы мужья могли (на начальном этапе) сидеть рядом с женами, то это бы подвигло некоторых из них постепенно - и дорасти до более аутентичного подхода и они бы стали более сознательными завсегдатаями синагог.

Но на первом этапе - близость и уважение к жене (как в случае с моими родителями) помогло продвинуть ситуацию - в случае таких специфических секций - со смешанным присутствием.

Кстати, у нас в синагоге - есть два этажа.
На основном этаже - мужчины и женщины сидят раздельно.

Балкон - место как бы неподконтрольное.
И иногда туда приходят семейные пары и мы как бы закрываем глаза на это и они там сидят (особенно на Йом-Кипур) вместе и чувствуют себя более адекватно....

И хотя это как бы неофициальная ситуация - с балконом, стоило бы подумать - об аккуратном введении подобных вариантов...

Или скажем так - мы не приглашаем в такие места (как наш балкон), но и не «прогоняем» людей.

Так что участок Стены Плача, который недавно выделили для совместных молитв и др. - это разумно.

==-=-=
Мы конечно не осветили всех вопросов...
И не дали всех ответов....

Но мне кажется, что подобное аккуратное рассмотрение ситуации - может сделать много полезных шагов к сближению общества, создав между религиозными и светскими евреями - более позитивную атмосферу, там где это уместно...
Previous post Next post
Up