Введение и первая часть (версия 1.03)
Отношения евреев с народами мира - один из самых многогранных процессов.
Он нуждается в осмыслении и систематизации.
Иначе (а так это происходит в жизни) этот процесс подвержен наиболее стихийному развитию, и к тому же очень часто этим процессом руководят (рулят) наиболее одиозные и зловредные персонажи истории, спекулируя и злоупотребляя ... всем чем только можно....
Самое драматичное, что отношения к евреям в прошлом слишком часто заканчивались наиболее плачевным образом для евреев (погромы, крестовые походы, гонения и притеснения), а с недавнего времени человечество удостоилось увидеть даже и наказание самых злостных антисемитов - фашистскую Германию, после того, как произошел Холокост, одна из самых драматических страниц в антиеврейской истории, приведшая к гибели одной трети народа и страданий многих других евреев.
=-=-=-=
Евреи без рефлексивного мышления даже приписывают ситуацию антисемитизма природной стихийности человека. Дескать антисемитизм чуть ли не «запрограммирован в крови» у народов мира и поэтому антисемит - это чуть ли не дикий зверь сидящий внутри каждого человека, и этого зверя надо «держать в клетке» иначе он набросится на жертву и разорвет ее на части.
=-=-=-=
Есть в арсенале у евреев даже метафора про евреев и народы мира, сравнивающая ситуацию с овцой (евреи) и семидесятью волками (народы мира). Согласно этой метафоре, евреев (овечку) спасает только то, что волки постоянно «грызутся» (то есть воюют) между собой и поэтому могут «случайно» не заметить овцу в процессе взаимной «грызни».
Эта метафора конечно же очень выразительна, но выглядит она максимально беспомощно с точки зрения того, кто здесь субъект, а кто объект.
Более того, такая метафора дает дополнительную (провокационную) пищу для самих «волков».
Апеллируя к «стратегии» этой метафоры, народы мира могут теперь обвинить евреев, что это они сами «стравливают волков между собой», чтобы волки забыли про овечку.
И по этому поводу волки могут даже объединиться, если они решат достичь «окончательного решения волчьего вопроса» и начнут думать, что избавившись от овечки они избавятся от той силы, которая их якобы натравливает их друг на друга.
=-=-=-=
И хотя любая метафора может быть похожа на реальность, это еще не повод пользоваться метафорами, которые отражают самый поверхностный и грубый слой реальности.
Метафоры могут быть и вредными и опасными.
Говоря «мета-научно» - есть метафоры описывающие и метафоры формирующие реальность, или навязывающие ей свои свойства.
И метафора про овцу и волков - продолжает навязывать миру - деструктивную модель отношения к евреям...
=-=-=-=
Более того, именно такими метафорами всегда пользовались вожди черни, когда они хотели активировать энергию толпы в деструктивное русло.
Метафоры и символы - это мощнейший инструмент манипуляции сознанием и особенно теневыми зонами подсознания. Более того, что касается «черни» - их интеллект минимально развит, поэтому метафоры могут особенно вольготно разгуляться на «просторах» пустопорожнего разума такой публики и из этого процесса легко раздувается любой «пожар».
=-=-=-=
В частности - мы сейчас видим, как Российское медиа, подсадив низшую часть публики на метафору «фашистов» - легко запрограммировало теневую часть подсознания россиян на ненависть, при чем даже не к каким-то загадочным евреям, а к самым близким к россиянам соседям - украинцам. И огромная масса россиян заглотила эту наживку и теперь безропотно переселилась из мира реальности в мир примитивной, но яркой метафоры и выселить их обратно в мир реальности будет очень непросто.
=-=-=-=
Правда - возможно, что это будет повод «отмыть» подсознание россиян сразу от двух систем - и от совковой, которая еще сама не была отмыта от сталинизма (в отличие от немцев, которые поработали над очищением своего сознания) и от его новой инкарнации в сегодняшней России.
=-=-=-=
Вернемся к евреям и народам мира.
Можно сказать, что со стороны евреев и со стороны народов мира - действовали «навстречу друг другу» две системы метафор, которые жестко впечатывали в подсознание обоих лагерей не очень лицеприятные модели.
Евреи смотрели на нееврейский мир как на волков (хищников), которые готовы «загрызть» овечку еврейского народа.
Неевреи имели свою историю. В мрачные Средние Века по Европе регулярно «гуляли» волны больших проблем - в лице эпидемий, инквизиций и др.
При этом - Средневековая Европа может быть охарактеризована как «детство народа», то есть детство Западной цивилизации.
Интересно отметить, что эпоха Возрождения - «подтянула» под Европу более древнюю родословную цивилизованных (но языческих) Греции и Рима - и это частично нейтрализовало детские комплексы европейских толп (добавив им солидности возраста, взятого из античной истории). И Европа стала «раскачиваться» между своими детскими и подростковыми комплексами, которые поддерживала церковь с ее инквизицией и условно «умудренным» подходом, опирающимся на античность.
Но если мы вернемся к чисто европейскому (доморощенному) «детскому» набору комплексов и страхов, то (в том числе благодаря активной роли инквизиции) в этом «букете» очень активную роль играет страх перед евреями как носителями «дьявольской» роли - в глазах испуганных обывателей.
Эту роль «подогревала» христианская церковь...
=-=-=
Более того, здесь по отношению к евреям - причудливым образом сплелись образы черта и козла.
Термин «козел отпущения» изначально был взят из Торы - из церемонии Йом-Кипура (Судного Дня), когда Первосвященник брал козла и отправлял его в жертву к «Азазелю».
Что означает Азазель в самой Торе - не очень понятно (нет однозначной трактовки).
Более того, такой же точно козел отправлялся в жертву Вс-вышнему - на Храмовый жертвенник.
То есть сам по себе козел в этом сюжете не являлся негативным персонажем, но неким подарком (или возможно даже взяткой) неким темным силам - оппонирующим Вс-вышнему....
Сама эта тема в Торе требует очень аккуратного прочтения.
=-=-=-=
Но в народном подсознании все склеилось. Азазель явным образом выглядит как оппонент Б-га. Козел, отправляемый к Б-гу «потерялся». И в результате козел сам стал совмещаться с Азазелем, который стал ассоциироваться с чертом, который тоже с рогами и копытами.
В результате всех этих комбинаций - в теневом подсознании полудиких средневековых европейцев - евреи стали ассоциироваться и с козлом, и с чертом, и с рогами и с копытами.
А когда власти хотели направить на евреев гнев народа, то козел становился козлом отпущения.
Таким образом, в архаично-теневой части подсознания Западного человека - еврей метафорически ассоциируется в лучшем случае с козлом, а в худшем случае с чертом.
=-=-=-=
Кстати, так как сами евреи видели в нееврев волков, а неевреи видели в евреев козлов, то оба этих персонажа прекрасно дополнили друг друга - в весьма незамысловатом сюжете - про волка, пожирающего козла... и даже получающего удовольствие от процесса пожирания.
=-=-=-=
Далее, есть предположение, что многие другие архаичные образы «с большим скрипом», но «затерлись» в подсознании европейцев, благодаря спонтанным усилиям цивилизации, которая заменила некоторые из образов чем-то более вменяемым.
Но еврейский феномен оказался живущим в «заповедной» части подсознания, куда не ступала «нога» цивилизованного человека - ни еврея ни нееврея.
И в головах большинства европейцев - весь этот зоопарк до сих пор функционирует по средневековым законам...
И нам чрезвычайно важно понять, что этим зоопарком легко могут воспользоваться в любой момент любые диктаторы (в лучшем случае) и любые проходимцы, которым нужно будет «списать» свои темные делишки - на находящихся под боком евреев и весь сыр-бор может вспыхнуть в любое время - по принципу «наш бронепоезд стоит на запасном пути».....
=-=-=-=
Возникает вопрос - обязаны ли евреи всю жизнь (да еще и в 21-м веке) жить в тени старинного сценария, который как дамоклов меч - висит над самими евреями.
=-=-=-=
Когда неевреи вступают на «тропу» волчье-козьего паттерна - они не только разыгрывают архаическую драму.
Может произойти две нетривиальные вещи.
Если эта драма будет «одноактной», то есть после погромов не будет никакого исправления - то народ «громитель» попадет в категорию из Торы «проклинающий тебя будет проклят».
Но... если народ (подобно Германии) будет знаком с «секретами тшувы (раскаяния)» и совершит «во втором акте драмы» ИСКРЕННЕЕ И ГЛУБИННОЕ очищение от прошедших безобразий - то произойдет чудо... и народ этот - удостоится «в третьем акте» благословения, несмотря на весь травматизм «первого акта».
=-=-=-=
Мы можем даже сделать весьма сильное утверждение (в жанре гипотезы).
В определенном смысле народ, который прошел оба «акта» драмы - и погромы, и раскаяние - может получить большее благословение, чем народ, который просто мирно жил по соседству с евреями и ни в каких «драмах» замечен не был....
На самом деле - тут нет линейной логики.
Нельзя предлагать людям «грешить и каяться», то есть впадать в архаику и потом выныривать из нее специально. Но если уж кого-то заставили нырнуть в «пучину» архаики, у него есть шанс - выйти к миру света и благословения.
=-=-=-=
По отношению к евреям - и немцы, и поляки, и литовцы, и украинцы имели негативный опыт.
И теперь у них есть шанс, пройдя второй «акт» сюжета - выйти к третьему «акту» - к благословению.
=-=-=-=
Есть даже и здесь интересная гипотеза. Сейчас в России в роли «волка-предводителя», он же Вовка-предводитель, он же ВВХ, он же Президент России - сейчас погружает россиян в пучины архаичного бессознательного. И возможно, что в момент созревания ситуации - россияне смогут очистить свой «завоведник» и от псевдофашистских метафор и от антисемитских метафор и «проветрить» свои «темные леса» подсознания, впустив в них свет.
=-=-=-=-=
Еврейская часть работы
Как ни странно, в самих евреях «заповедник» архаики также «живет и процветает».
И хотя в еврейских головах агрессивные волки не ассоциируются с само-идентичностью, тем не менее - картина окружающего евреев мира - также весьма далека от правильной и продуктивной и подпадает под категорию науки «виктимологии», которая изучает то как человек с образом себя в роли жертвы провоцирует окружающих напасть на него.
=-=-=-=
Если обратиться к Торе, то возможно, что свет на ситуацию прольет история про Амалека.
Говорится в Торе, что когда евреи с триумфом вышли из поверженного Б-гом Египта - весь мир «вздрогнул». И только народ «оппонент» евреев - амалекитяне вышли, чтобы напасть на евреев, невзирая на то, что их защищает Б-г.
Сказано, что амалекитяне напали на «хвост» стана, что комментаторы объясняют как «хвост» в смысле «отстающие в хвосте», в смысле самые слабо верящие в силу Вс-вышнего.
И так как «хвост» в Б-га верил слабо, амалекитяне смогли на него напасть и нанести ущерб...
=-=-=
Что касается выкорчевывания обиды на Амалека - у нас есть праздник Пурим с целым сериалом терапевтических метафор, о которых мы поговорим отдельно...
=-=-=-=
Но мы вернемся к другим народам.
Рав Сакс презентует чрезвычайно важную идею.
Сказано в Торе:
«Не ненавидь Эдомитянина, потому что он твой брат.
Не ненавидь Египтянина, потому что пришельцем ты был в его земле» (Дварим 23:8)
И рав Сакс говорит, что есть архетипные народы - амалекитяне и хананейцы, которых Тора заповедала уничтожить, так как они олицетворяют абсолютное зло.
Но в реальной жизни нет сейчас абсолютно злодейских народов - и в каждом народе мы обязаны искать искры добра и помогать народу - развить добрые склонности - на благо всего мира.
То есть не умножать ненависть, даже к тем, кто тебя обижал в прошлом, а смотреть в будущее...
-=-=-=-=
Кстати, мы сейчас увидим потрясающий сюжет из жизни, иллюстрирующий древнее пророчество про египтян.
Сказано у пророка Исайи (Исайя 19:20-21)
«Когда они (Египтяне) возопят к Б-гу из-за притеснителей, он пошлет им спасителя и защитника и он спасет их. И таким образом Б-г прославит себя среди Египтян и они познают Б-га».
И мы в наши дни удостоились увидеть реализацию этого пророчества, когда у Египтян после свержения Х.Мубарака к власти пришли исламисты под руководством Мурси. И более того, Мурси самым коварным образом убрал всю военную верхушку во главе с маршалом Тантави и казалось, что цивилизованный Египет повержен, а исламисты победили.
И мы можем сказать, что в Египте буквально свершилось пророчество Исайи.
Можно сказать, что Вс-вышний послал Аль-Сиси, который устроил переворот, сверг Мурси, стал в результате выборов новым Президентом. При этом он уничтожил исламистов, казнив несколько сот исламистских активистов. Таким образом - Египет удостоился получить Спасителя... (который кстати, вполне продуктивно помогает Израилю укрощать палестинский пыл)...
=-=-=-=
Мораль статьи рава Сакса, что евреи не должны зацикливаться на прошлых обидах.
И мы должны «расчищать» свои отношения к неевреям, даже к Египтянам, которые в прошлом угнетали евреев.
=-=-=-=
Конец вступления.
Мы описали в том числе с помощью метафор и процессов в подсознании - то как функционирует один из самых древних и архетипичных сюжетов в мировой истории - сюжет конфронтации евреев и народов мира.
Но... чрезвычайно важно понять, что данный сценарий не является абсолютным и «непоколебимым». «Заповедник» подсознания, связанный с этой темой - обязан быть «расформирован» и произведена смена парадигмы, которая будет важна и евреям и всему миру.
=-=-=-=
Обещано в Торе Б-гом Аврааму (как прародителю евреев): «Благословляющие тебя будут благословлены, проклинающие тебя будут прокляты».
Вторую часть этого пророчества мы имели сомнительное удовольствие наблюдать.
Страна, гнобящая и изгоняющая евреев - превращалась из развивающейся в стагнирующую.
Испания, изгнавшая 500 лет назад евреев лишилась статуса мировой сверх-державы.
Гитлер, обидевший евреев был разгромлен.
Бывшесоветские страны из которых уехали евреи - лишились также и фактора развития.
=-=-=
Мы видели также и несколько факторов подъема.
После изгнания евреев из Испании, они были «пригреты» Турецким султаном, который пригласил их к себе, благодаря чему Турция получила импульс развития.
Польские короли приглашали евреев, которые поднимали хозяйство на королевских землях.
Эти примеры понятны нам, но они в принципе вписываются в экономические модели.
Приходящие евреи развивали экономику, изгнание евреев ослабляло экономику.
=-=-=-=
Но важно, что кроме экономического фактора - должен существовать еще и духовный фактор и благословение, которое описывает Тора - это не только прибыль в бизнесе, но и более духовные категории.
=-=-=-=
И сейчас мы сформулируем чрезвычайно важный план.
Для налаживания новых отношений между евреями и народами мира - нам необходимо проработать две области - теневую и световую.
На теневом фронте - мы должны осознать все блоки, комплексы и баррикады, которые были выстроены с обеих сторон - евреями и неевреями - и найти способы демонтировать баррикады - и расчистить путь для взаимодействия между евреями и народами мира.
На световом фронте - мы должны найти пути развития еврейских ресурсов в том их ракурсе, который будет важен и полезен для народов мира, которые смогут получить больше света и Б-жественного благословения.
=-=-=-=
Эту тему мы будем развивать системно и последовательно.
Но для начала - пара интересных прецедентов из жизни нашей синагоги.
О том - как наши-братья христиане - с радостью и без всякой корысти - помогали нам и участвуют в Б-гоугодном деле.
(1) История первая. После урагана «Сэнди» весь первый этаж нашей синагоги (на котором находятся почти все главные помещения) был затоплен соленой водой и практически все - от стен из гипсокартона до мебели было испорчено и пришлось демонтировать и выбросить. Мы пол-года были в полном «нокауте».
И спасли нас замечательные христиане.
Несколько месяцев христианский фонд присылал нам еженедельно бригаду волонтеров-христиан, которые сделали 80% восстановительных работ - от полной зачистки до ремонта основных помещений.
При чем все это они делали с радостью, энтузиазмом и были счастливы что помогают возродиться еврейскому центру.
Особенно жизнерадостными и дружелюбными были группы афро-американцев из Балтимора и Вашингтона. У нас с ними были особенно теплые отношения.
Во-многом благодаря им, наша синагога возродилась из небытия и сейчас - у нас полноценная рабочая обстановка.
=-=-=
(2) История вторая. Недавно ко мне обратилась христианская организация «Catholic charities» которая ежемесячно раздает продуктовые наборы - пожилым нуждающимся американцам.
Они какое-то время работали с церковью, которая находится недалеко от нас. Но что-то там не «склеилось» и они попросились на нашу территорию.
Мы с шефом обсудили и поняли, что главная проблема - некошерные продукты, которые раздаются с территории синагоги. Я связался с их шефом и он сделал замечательную вещь.
Он нашел кошерные аналоги всем продуктам, которые раздавал. И теперь у нас ежемесячно католический фонд раздает кошерные продуктовые наборы в синагоге.
Но что интересно, учитывая специфику района - более 80% клиентов - русскоязычные пожилые евреи. То есть - католики раздают кошерную еду в синагоге евреям(!)
=-=-=-=
Эти два замечательных примера - являются одними из «первых ласточек» (хотя думаю, что не первыми) - в позитивном процессе создания партнерских и дружеских отношений между евреями и дружественной частью народов мира...
=-=-=-=
Я планирую - продолжить тему - выстраивая глубинные процессы перестройки отношений.
И эти отношения смогут принести благословение обеим сторонам.
=-=-=-=-
Одна из задач (но не единственная) - приложить эти модели к развитию духовного мира в Украине, где еврейское присутствие имело самые разные проявления в течение многих веков.
И если наша модель станет привлекательной и для евреев и для украинцев, то это подвигнет весь мир - к большему свету и также позволит вынуть мир из «пучины» теневых происков, которые на данный момент пытаются тянуть мир назад - в архаические модели.
Мораль этого противостояния в том, что если мы не начнем строить путь к свету, «теневики» затянут нас в глухую тень..... Стоять на месте уже не получится.
Или мы их, или они нас. Время летаргического сна человечества стремительно подходит к концу...
Сдвигаемся и движемся.... осознанно и эффективно. Приглашаются все!