Этап 1. Рассмотрим наше дерево сфирот с традиционными названиями, но сейчас мы будем использовать эти названия для описания систем, с помощью которых человек пробуждается и духовно растет, а также сопротивляется пробуждению.
Первым важным фрагментом схемы будет пара малхут - йесод (на схеме 1-2). При движении снизу-вверх с нее начинается вся динамика. Малхут, как нижняя точка символизирует материальный мир в его наиболее прямолинейном понимании. Следующая точка - йесод находится выше уровня малхут, и в данной схеме сфира йесод символизирует сознание объекта, находящегося в материальном мире.
Это сознание психология называет словом «эго». То есть эго - это уже не материя, но сознание материального мира или, более точно, сознание, имеющее материальные интересы.
Этап 2. Двигаясь по «лестнице» дальше вертикально вверх, мы увидим над сфирой йесод сфиру тиферет.
Наиболее важная идея, стоящая за этой схемой, это то что йесод и тиферет представляют два типа сознания (на схеме пара 2-3).
Йесод - это эго или сознание материального ограниченного мира, тиферет - это высшее или духовное сознание.
Для тех, кто знаком с классической религиозной терминологией, эти два узла можно сопоставить с понятием ецер а-ра и ецер тов. Обратим внимание, что слово ецер в этих названиях однокоренное миру ецира, что говорит о их связи.
Рассмотрение этих двух элементов является ключевой концепцией в системе глубинной психологии Юнга, который говорит о том, что важной задачей человека является переход от приземленного сознания эго к духовному сознанию.
В дальнейшем мы увидим, какие преимущества появляются у человека с «включенным» духовным сознанием, которое символизирует тиферет.
Этап 3. Из опыта всего человечества мы знаем, что человеку очень тяжело перейти от сознания эго к сознанию высшего «Я». Почему?
Во-первых, Эго привыкло командовать, а никто без боя не отдает власть. Оно считает себя главным представителем человека.
Во-вторых, человек приходит к духовности не сразу, а постепенно и на момент, когда духовность приобретает какую-то значимость, человек уже долгое время прожил с опытом монополии материальности, поэтому существует множество факторов, препятствующих смене власти и переходу от эго к высшему «Я».
Наша схема дерева сфирот рисует процесс обороны с помощью нескольких элементов. Первый важнейший элемент - это треугольник малхут - нецах - ход. Если мы посмотрим на нижнюю часть дерева сфирот, то мы увидим, что йесод, который символизирует эго, находится внутри треугольника. Эта картина напоминает нам крепость, в которой "окопался" эго.
Как сказал один из моих учеников, это похоже на «Бермудский треугольник» или мы можем назвать его «эговский треугольник».
Этот треугольник символизирует оборону эго, которое не хочет, чтобы от него ушла власть и стремится препятствовать переходу на более высокий уровень. Этот нижний треугольник символизирует силы сопротивления. Очень важно, что благодаря дереву сфирот - эти силы можно конкретизировать. В данном случае, сфирот нецах и ход символизирует два разных вида этих сил.
Сфира нецах в самом простом представлении символизирует грубую силовую борьбу, когда человек упирается с помощью силы, пытаясь не допустить появления чего-то нового.
Сфира ход символизирует интеллектуальную борьбу, которая описывается с помощью понятия «хитрость» в негативном ключе, или коварство, которое участвуют в сопротивлении.
Разделение сил на две части помогает нам понять более сложную структуру этого процесса.
Иногда человек упирается с помощью грубой силы, иногда человек упирается с помощью хитрости и коварства.
Мы имеем нецах - ход - как линию обороны.
= - = - =
Обратим внимание, до данного момента мы пользовались универсальными терминами, не апеллируя к еврейской специфике и данный фрагмент текста доступен к пониманию любому человеку, хотя бы минимально готовому признать в себе данную ситуацию.
= - = - =
А теперь мы покажем, как эти части личности могут стать более живыми и объемными, если мы применим к ним сюжеты Торы. В самом общем виде у нас есть два персонажа Торы, играющих роль главных оппонентов и главных слуг, «держащих линию обороны» эго.
Это змей, обманувший Адама и Хаву, и фараон, не выпускавший евреев из Египта.
Сейчас нам легко увидеть, что фараон - это силовой элемент, упирающийся изменению с помощью силы, а змей - это хитрый элемент, который работает с помощью интеллектуальных инструментов.
Есть и более тонкие аспекты, описываемые «оппонентами Яакова».
Хитростью обладает Лаван, а грубостью обладает Эйсав.
(Можно заметить, что лаван - переводится как БЕЛЫЙ, а у Эйсава есть второе имя - Эдом, которое переводится как КРАСНЫЙ).
На более тонком уровне эти персонажи, с которыми сталкивается Яаков, также отражают различие в двух подходах к защите от изменения.
На еще более тонком уровне, и этим мы займемся в дальнейших главах, различные сценарии преодоления сопротивления можно вычленить, изучая разные фрагменты истории, в которых пересекается и взаимодействуют, конфликтуют Яков и Эйсав. Начиная с самого первого сюжета рождения двух братьев, мы уже видим, как в начале первым рождается Эйсав, за ним выходит Яаков, держа Эсава за пятку.
В самом простейшем виде появление первым Эсава объясняет нам, что эгоистическая часть появляется в человеке раньше и это накладывает особенность в дальнейшем развитии событий. Еще более интересно, что кроме Торы, существуют также еврейские мидраши. Это вид комментариев на Тору, написанный в виде дополнительных сюжетов, которые добавляют детали к имеющимся сюжетам Торы или же добавляют новые истории, вписывающиеся в общий контекст развития событий.
Мидраши также можно использовать как источник идей. Действия героев мидрашей могут символизировать дополнительные особенности отношений между силами, которые мы изучаем и которые находятся внутри нас.
= - = - =
Итак, на первом уровне мы рассмотрели самую явную схему, в которой главный пока герой - эго, находится внутри треугольника. Верхняя часть треугольника обозначает различные подходы к защите от изменений, а находящаяся над треугольником сфира тиферет символизирует цель - выход к более высшему сознанию, которое даст возможность развиваться дальше и продвигаться по этажам лестницы до самого верха, до Всевышнего, источника всех ресурсов.
= - = - =
Обратим внимание, что у нас появился своеобразный «крест» в виде пересечения двух линий. Одна линия - это дорога йесод - тиферет («дорога жизни»), дорога, по которой должен пройти человек, чтобы пробудиться.
И пересекающая эту дорогу линия нецах - ход - это линия обороны, которая препятствует продвижению по первой дороге.
Самый сложный вопрос: как пройти этот путь от йесода к тиферету, от эго к высшей душе, прорвавшись через линию обороны?
Этому посвящены самые разные практики в самых разных духовных традициях, и об этом будем много говорить в следующих этапах, а пока мы увидим еще одну интересную закономерность.