Две грани еврейства - вместе, но по-разному (часть 1 - Шатер Авраама)

Nov 25, 2011 19:46

Незадолго до отъезда в месячное турне - я написал текст о «Шатре и поле» , где показал как увидеть связь между двумя путями в еврействе.

Шатер - это религиозное еврейство, строящее свой замкнутый мир (шатра).
Поле - это светское еврейство искателей духовности в мире, которое настаивает на своей свободе (поле).
При этом евреи шатра - избегают выхода в поле, евреи поля - избегают входа в шатер.

За время моей поездки - этот подход наполнился множеством важных аспектов, как в области лучшего понимания, так и в жанре - практических наработок.

Во-первых, я еще более четко прочувствовал разницу ментальностей двух лагерей.

На семинаре «Меламедии» я увидел потрясающую коллекцию «полевых» ресурсов.
Это - множество практик, которые могут оживить понимание еврейства и Торы - для людей «поля».

Светскому человеку чуждо и непривычно - сталкиваться с классическими еврейскими подходами.
Им скучно на молитве, их раздражает Шабат, их не вдохновляют уроки Торы и Талмуда.

Для религиозного человека - такая ситуация (в светско-еврейском мире) - «неизбежное зло», которое вызывает раздражение и отчуждение.

Но - для творческого человека - это потрясающий ВЫЗОВ, который толкает на поиск новых путей оживления Торы и иудаизма - в глазах светского еврея.

Пользуясь языком метафор, предложенным в той статье - нам нужно для светского еврея - создать ШАТЕР АВРААМА (не путать с шатром Яакова).

Это - открытый шатер, в котором человека ждут «угощения» (в виде интересных разработок, построенных на базе Торы, но в инновационном ключе).

Открытость «шатра Авраама» - позволяет человеку «вкусить» знаний и выйти обратно в свой мир (не боясь, что его «словят и не выпустят»).

Для религиозного еврея - такой шатер - выглядит неприемлемым. Ведь религиозный еврей должен быть всегда «внутри шатра» иудаизма....
Как же так! - думает религиозный еврей, как можно допустить, чтобы еврей узнал что-то интересное, а потом ушел обратно в свой «свободный» мир «поля».

Это - неправильно, думает еврей «шатра» и поэтому - и не пытается предложить еврею «поля» - открытую систему (чтобы он не убежал).

Но в этом случае - еврей поля - и не приблизится к еврею шатра, так как он не готов «попадаться» в замкнутый мир религиозного еврея.

Поэтому, строить «шатер Авраама» должен человек с особой ментальностью, который должен:
а) разбираться в еврействе на уровне «человека шатра»;
б) уметь строить ресурсы для «шатра Авраама» - для «человека поля»;
в) должен понимать, что первыми шагами для «человека поля» может быть только взаимодействие с «шатром Авраама».
= - = - =

Интересная зарисовка. При возвращении в Нью-Йорк - меня встречал мой знакомый - суровый религиозный еврей (классический представитель еврея шатра) ...
Он спросил меня «Чему Вас учили на семинаре?»
И я почувствовал полную безнадежность объяснить ему - чему же нас учили.
Его замкнутая ментальность - абсолютно подавляла возможность осмысленной презентации идей из «Меламедии».
Этому моему знакомому - ресурсы «Меламедии» ни к чему.
Он учит Талмуд и ходит на классические уроки по Торе. Он уже в «шатре»...

= - = - =
С другой стороны, для понимания ресурсов «Шатра Авраама» хорошо подходит термин «оживление».

Когда светский человек знакомится с ресурсами «Шатра Авраама» - он ощущает сильнейшее оживление, то есть - его жизнь наполняется активностью и энтузиазмом.

Я наблюдал, как участники семинара Меламедии (большинство - нерелигиозные евреи) оживали и оживлялись во время программ.

Но - с другой стороны, оживает и оживляется и сама Тора.
В Торе и иудаизме - содержится гораздо больше того, что предлагает «классический» иудаизм.

Новые подходы к изучению Торы, извлечение новых смыслов - делает саму Тору - еще более живой...

То есть - оживляется и еврей и сама Тора.
= - = - =

Мы готовим - целый ряд новых «оживляющих» разработок - которые смогут с большой эффективностью - повлиять на светское еврейство, оживив его - и заинтересовав Торой.

Но - к сведению «евреев шатра» (религиозных евреев) - к сожалению все эти уникальные ресурсы - могут быть «евреями шатра» восприняты с отторжением.

Будет сказываться разница ментальностей. - и подсознательные программы «еврея шатра» будут делать «свое дело» и вызывать раздражение - при взгляде на новые подходы...

= - = - =

Приведу очень показательный пример - из происходившего во время моей поездки.

Основатели «Меламедии» - Дуди Палант и Несия Фердман (она же Наташа Слободяник) - разработали гениальный курс «еврейского коучинга».

Это потрясающее сочетание идей коучинга с еврейскими ценностями и мировоззрением.

Наталья мне рассказала, что сейчас они вдвоем раз в месяц ездят в Москву - и делают коучинговые сессии на «Рублевке» - с российскими миллионерами, зарабатывая на этом достойные деньги.

Я очень порадовался за них.

Наконец религиозные люди получили возможность - получать достойную зарплату, делая высоко-духовные дела и помогая по-настоящему людям.

= - = - =

Мне кажется, что духовный коучинг - должен стать специализацией раввинов в ближайшем будущем.

Дело в том, что раввин - как знаток еврейского закона - становится все менее востребованным, так как в эпоху Интернета - небольшое количество раввинов могут обеспечить нужды всех евреев.

Но с другой стороны, Тора в сочетании с психологическими ресурсами - должна стать средством - духовной помощи и развития всех людей. И если раввин - освоит эту технологию - его востребованность поможет и ему (как в самореализации так и в решении вопросов заработка) и всем остальным евреям, которым он сможет помочь...

= - = - =

Но на эту «бочку меда» - во время моей поездки была вылита «ложка дегтя».

Я в Киеве встретился с другим своим знакомом, очень известным раввином, который придерживается классических взглядов на иудаизм.

Он преподает в синагоге, получая зарплату от главного раввина синагоги.

Когда я упомянул ему о деятельности «Меламедистов», то услышал в ответ гневную тираду.
«Как это так - заворчал он, - кто дал право им смешивать святую Тору с каким-то бизнес тренингом. Это профанация нашего святого и вечного...» Примерно так он отозвался о «меламедистах».

В его глазах, подобное новаторство - является чуть ли не «надругательством» над Торой.

А через несколько часов, когда я общался с другим своим знакомом - об этом предыдущем (ворчавшем) человеке, он мне сказал о нем, что тот все время жалуется всем, что ему задерживают зарплату лектора, и что он все время недоволен тем, что он зависит от прихотей тех, кто отвечает за религиозное образование и т. д.

Получается следующее. Разработчики новых направлений в применении Торы к современной жизни - созидают интереснейшие ресурсы, которые к тому же помогают на этом зарабатывать честные деньги и сделать «профессиональное еврейство» прибыльным, достойным и авторитетным занятием.

Но с другой стороны, позиция многих «классических» евреев будет состоять в недовольстве по отношению к новаторам.

= - = - =

Итак, подведем предварительный итог.

«Евреи поля» - не совсем «пропащие» для еврейства. С помощью новых ресурсов (которые мы условно обозначили метафорой «шатер Авраама») - мы можем привлечь этих евреев к еврейству, дать им почувствовать «оживление» и интерес к миру Торы.

Конечно - этот интерес не может гарантировать быстрое их «перемещение» в лагерь «евреев шатра», но в любом случае - это даст им начало пути, который может привести их к серьезным целям.

Надо понимать, что подавляющее большинство «классических» евреев - пришли к своему еврейству благодаря тому, что с рождения они оказывались в религиозной среде - и их религиозное созревание происходило не в результате свободного выбора, а в результате жесткого контроля со стороны семьи и учителей.

Взрослому свободному человеку - такой путь недоступен.
Но путь - творческого новаторского «оживления» - может привести к результатам.

= - = - =

У этого процесса есть еще один интересный эффект.

Новаторские подходы к Торе - могут быть интересны не только евреям, но и другим народам.
Так, например, мы знаем, что текст Торы и Танаха - является основой христианства.

Но христиане - знают мало о еврейских комментариях на Танах.

При этом - если мы возьмем современного человека (нееврея), который не считает себя слишком «ортодоксальным» христианином, но тем не менее с интересом и уважением относится к тексту Библии, такой человек с большим энтузиазмом заинтересуется новаторскими подходами.

= - = - =
У этого интереса может быть несколько позитивных следствий.

а) этот процесс приведет к уменьшению антисемитизма и к повышению уважения к еврейству.

Дело в том, что одной из причин антисемитизма является полное непонимание неевреями того, чем же занимаются евреи. Отсутствие знания приводит к «демонизации», боятся того, что не понимают.
Сами евреи почти никогда не занимались тем, чтобы объяснить своим нееврейским соседям, что же такого ценного есть в иудаизме.

То есть евреи сами очень ценили свою традицию, но не тратили даже минимума усилий, чтобы привить хотя бы минимальное уважение к своим ценностям - окружающим.

В нашем случае мы можем в качестве дополнительного эффекта - вызвать интерес и уважение у неевреев к нашим познаниям и подходам.

б) Сейчас активизируется дискуссия о новом подходе к идеям «Бней-Ноах».
Суть ее в том, что некоторые современные раввины (во главе с р.Йоэлем Шварцем и р.Ури Шерки) - развивают идею о том, что народы мира - могут начать приобщаться к еврейским ценностям, оставаясь неевреями. (см. например - http://ru.noahideworldcenter.org )

При этом скептики говорят, что заинтересовать неевреев - классическим еврейским наследием не так просто, так как сейчас в мире происходит много интересных духовных поисков, и мы находимся в серьезной «конкурентной» ситуации.

При этом - классические еврейские ресурсы плохо приспособлены для понимания современным человеком. Нужно обладать очень серьезной зрелостью, чтобы оценить еврейскую мудрость.
Новые инновационные подходы - гораздо более доступны и привлекательны - не только евреям, но и любым зрелым людям, ищущим себя.

Поэтому, наши новые ресурсы - могут помочь и привлечению неевреев - в формат «Бней-Ноах».
Кстати, не случайно мы выбрали для этого процесса образ «Шатер Авраама».

Мы знаем, что Авраам приглашал в свой шатер всех людей, независимо от их принадлежности к тем или иным народам.

Авраам - распространял универсальные ценности....

в) и наконец, самые активные из неевреев после знакомства с новыми подходами могут захотеть не только стать «Бней Ноах», но и принять полноценный гиюр, став евреями.

Таким образом, этот процесс приведет к пополнению нашего народа - лучшими представителями народов мира.

(продолжение следует)

ресурсы Мошиаха, Поле и Шатер, отношения светских и религиозных евреев, отношения с евреями-искателями, отношения с другими народами

Previous post Next post
Up