ТОРА И ЖЕСТОКОСТЬ.

Feb 02, 2010 13:38

Статья в газету "Еврейский Мир".
Многих людей отталкивает кажущаяся жестокость Торы. Воспитанным в традициях гуманизма, нам тяжело читать рассказы о уничтожении семи народов, геноцид в Шхеме, закидывание камнями и другие «варварства».
Займемся анализом этих текстов и их смыслом.
В Торе есть два случая описания приказа Вс-вышнего об уничтожении целых народов. Шла речь об Амалеке и о семи ханаанских народах, заселявших Израиль до прихода евреев.
Эти события имеют чисто историческое «место» и сейчас не применимы. Дело в том, что только Б-г с помощью прямого пророчества мог приказать евреям уничтожить народ. Уже около 2.500 лет пророчества нет и мы не можем получать подобные указания.
Более того, в более новые времена Амалек перестал быть конкретным народом, а стал «переходящей» функцией.
Так, во время Холокоста фашисты вели себя как Амалек, но после войны у них эту роль отобрали. И мы не можем навечно продолжать связывать немцев с амалекитянами.
Когда Б-г заповедал очистить Израиль от ханаанцев, шла речь о выборе для каждого из ханаанских народов одного из трех сценариев.
а) уйти с миром и очистить территорию, предназначеную для святости;
б) остаться и стать «гер тошав» - народом, который готов взять на себя минимум цивилизованности (включая отказ от идолопоклонства) и платит налоги.
в) если же они хотели продолжать занимать Святую Землю, сохраняя свои нравы, то только тогда их надо было ликвидировать.
ИХ НРАВЫ.
Были общие правила ведения войн в древние времена и евреи в-целом, были не более жестокими, чем их соседи. За время последнего галута евреи вообще растеряли свою воинственность.
С другой стороны, мы видим, что и в ХХ веке была возможна максимальная жестокость, например фашизм
ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА.
Отдельные персонажи отличались индивидуальной жестокостью. В частности, это Шимон и Леви, вырезавшие город Шхем.
Но сама Тора в лице их отца Яакова - осуждает такую чрезмерную жестокость.
ПРОЕКЦИОННЫЙ СИМВОЛИЗМ.
Все сюжеты Торы, включая войны, описывают на символическом уровне процессы конфликтов происходящие во внутреннем мире человека.
КАЗНИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ТОРЫ.
В Торе описаны два случая - проклинатель и нарушитель Шабата.
У этого подхода - есть как минимум три аспекта.
а) на символическом уровне это показывает строгость отношения Торы к этим поступкам.
В частности, мы учим из этого насколько высоко Тора ценит Шабат (который современный человек не оценивает так же серьезно).
б) исторически - во времена правления Римлян, Санхедрин сам снял с себя полномочия выносить смертные приговоры.
в) в более ранние времена - если смертный приговор выносился судом 1 раз в 70 лет, то такой суд считался жестоким.
О РАЗВРАТЕ.
Есть в Торе тема разврата - связанная с мидьянитянками и Зимри, которого убил Пинхас.
В то время, евреи находились под особым надзором Вс-вышнего.
Тора рассказывает нам, что то «послабление» которое позволили себе евреи - непосредственно привело к мору (в котором умерло 24000 человек). Мор - гнев Вс-вышнего.
Когда Пинхас убил Зимри - мор мгновенно остановился.
У этого события есть несколько посланий.
а) в тот период, когда на евреях лежала особая историческая миссия - и спрос с них был особый (включая наказание за нарушение).
б) это показывает тот уровень духовной «близости» евреев ко Вс-вышнему.
в) с другой стороны, это показывает, что в сегодняшнее время, когда мы более отдалены от Вс-вышнего, наши прегрешения приводят к менее фатальным последствиям и поэтому столь суровое наказание не применяется.
Возникает вопрос: хорошо это или плохо, что мы сейчас можем «грешить безнаказанно».
С точки зрения человека безалаберного, чем меньше спрос - тем лучше.
На самом деле, если мы понимаем, что близость к Б-гу - это не обуза, а высша форма Бытия, то мы по-другому будем смотреть на ситуацию.
На самом деле, у нас сейчас гораздо лучшая ситуация - мы можем взять позитивную часть общения с Б-гом без негативной.
Т.е. мы должны чувствовать свою ответственность за связь с Вс-вышним, не потому, что мы боимся жестокого наказания (которое сейчас «не работает»), а исходя из собственной сознательности.
Именно этим отличается взрослый от ребенка.
Ребенок ведет себя хорошо из боязни наказания. Взрослый ведет себя достойно и без «палки».
Именно так мы должны понимать «строгости» Торы - как уроки для собственного взросления.

паттерны Торы, комментарии на Тору, работа со злом, статья в газету "Еврейский Мир"

Previous post Next post
Up