тезисы о психо-тренингах

Jun 17, 2009 10:08

Мои коллеги сейчас готовятся к проведению психо-тренинга по "системе расстановок Хеллингера" с группой еврейских студентов.

Я для этого дела набросал разных тезисов о взаимоотношениях психологии и духовности, и о специфике разных подходов.

Это не целостный текст, а набор заготовок, но в нем есть уже много важных объяснений.

В процессе развития человека можно выделить две глобальные зоны.

1. Способность избавляться от множества препятствующих факторов.
В современной психологии все эти факторы обобщенно называют «тенью», т.к. для нашего сознания эти факторы обычно сокрыты (по разным причинам).
А) травматические причины (чтобы не болело)
Б) конспирологические причины (чтобы «хозяин» не заметил)

2. Умение осваивать новые «горизонты» реальности.
Главная проблема развития человека - скрытое (кстати в тени) желание законсервироваться на достигнутом.
С точки зрения высшего сценария, чем более способный человек, тем больнее его бьют за то, что он пытается саботировать процесс роста.
В народном языке факт «бития» называется кризис.
В кабалистическом языке - называется «швират келим» - «разбитие сосудов».
Выход в новое также делится на два направления.
А) объективно новое (не связанное непосредственно с конкретными людьми)
Б) субъективно новое (умение увидеть в другом то ценное, что при этом отсутствует в нас).

Борьба с «тенью» - требует в первую очередь настойчивости - для преодоления саботирующих сил.
На языке современной психологии это качество называют ассертивностью.
В кабале наиболее релевантным (хотя и более обширным) для описания процесса является сфира нецах.

Выход в новое требует открытости и мягкости (пластичности?) для умения вместить новое и непривычное.
На языке современной психологии это качество называют эмпатией.
В кабале наиболее релевантным (хотя и более обширным) для описания процесса является сфира hод.

Для борьбы с тенью существует два магистральных направления.
А) использование внешнего авторитета, помогающего тебе не «зависнуть» в самосаботаже. Внешним авторитетом оптимальнее всего должен быть раввин-психотерапевт.
На минимальном уровне раввин обеспечивает кошерность, психотерапевт - знание «территории».
Побочный эффект: если терапевт имеет свои проблемы, это может наложить проблемный отпечаток на результате работы клиента.
Б) использование сильнодействующих психо-техник, выбивающих из привычного состояния сознания.
Примеры: ЛСД, гипервентиляция, недосып и т.д.
Раскрытие закрытых зон дает шанс для их проработки.
Польза техники «без ведущего» - нет опасности «подцепить» чужую программу.

Позитивная работа - более новое направление в котором появилась техника расстановок Хеллингера.

В этой технике присутствует два вида работы: работа заказчика и работа «игроков в поле».

Работа заказчика:

«зачистка территории» и перепланировка отношений внутренних субличностей.

Заказчик (как любой человек) содержит в себе внутренние субличности (полуавтономные части психики) которые имеют свои интересы, мотивы и (в большинстве случаев скрытно - из тени) стараются «лоббировать» свои интересы в жизни человека.

Очень часто субличности формировались из травматического опыта, когда нересурсная реакция на конфликт вызвала (близкую к инстинктивной) негативную программу восприятия данной ситуации. Эта программа в дальнейшем попала в «затененную зону» подсознания и во многих критических (которые при этом обычно наиболее важные для жизни) ситуациях активировалась в подсознании.
Это напоминает некого «виртуального игрока», который начинает лоббировать свои интересы, узнав в критической ситуации «знакомые черты».

Дело усложняется тем, что при воспитании - влиянии родителей на детей многие «подпольно-виртуальные» игроки могут пересаживаться в психику детей.
В частности это происходит еще и потому, что контакт с родителем у ребенка начинается в том возрасте, когда он беззащитен против агрессивных программ и находится при этом в максимальной близости с родителем.
На инстинктивном уровне у ребенка включается программа «родитель - как ролевая модель». И все «виртуальные программы» могут быть «просканированы» и «перезагружены» в подсознание ребенка.
Также это может происходить с дедушками и бабушками.
(как сказано в главе «Шлах» - помню до третьего и четвертого [поколения]).
Если дедушки и бабушки например оказывались в военных условиях, то и те программы могут попасть в подсознание человека.

Весьма неприятные для еврейского сознания проблемы - это комплексы внутреннего антисемитизма, которые были массово порождены в эпохи антисемитизма и потери самими евреями своей миссии.
В дальнейшем эти программы тоже могут быть перевнесены в нашу «тень».
Хотя иногда, если в нашем раннем детстве эти темы не были актуализированы, то есть шанс, что мы менее заражены этими программами, чем обще-психологическими.

Вернемся к роли заказчика в расстановке.

Опытный терапевт и извлекает конфликтующие и проблемные субличности из подсознания заказчика и раздает их в виде «ролей-архетипов» полевым игрокам.

Таким образом, мы выводит этих «персонажей» из тени.

Далее, когда персонажи, разыгрываемые полевыми игроками - исправляют свои функции - происходит трансформация самих субличностей внутри заказчика.

В нем происходит исправление травмирующих отношений и выстраивается гармония.

Возможно, если заказчик имеет и какие-то позитивные цели (например, творческая самореализация), то у творческой части заказчика появляется режим гораздо большего благоприятствования.

Негативная сторона (та же, что и у Грофа).
В проработке проблемы никак не участвует функция сознания, воли и выбора заказчика.
Он в роли зрителя «потребляет» процесс трансформации, а не создает ее «своими руками».

В технике, разработанной р.Свирским - все действия производятся лично сознательным выбором клиента под консультативным (не директивным) руководством раввина-психотерапевта.

На самом деле самый глобальный выбор заказчик делает, решаясь прийти на тренинг.
(и также решаясь заплатить за это немалые деньги).

Но творческий выбор не активируется.

С другой стороны, групповая динамика усиливает эффект влияния на подсознание заказчика.

Происходяшее на «поле» напоминает психодраму, в которой «актеры» инсценируют проблемные ситуации заказчика.

Но в данном случае - полевые игроки воплощаются не в живых персонажей, а в архетипные силы и интересы.

Это уменьшает возможность сознания заказчика, но увеличивает возможность влияния на его подсознание.

Существуют множество других проективных техник, когда архетипные субличности разыгрываются с помощью неодушевленных «заместителей».

Но наличие у архетипа «живой души» игрока - дает мощную силу фигуре архетипа, усиливая влияние на заказчика.

= - = - =

Роль «полевого игрока».

Когда участник семинара не является заказчиком, он переходит в категорию «полевых игроков».

Игроки «несут» на себе роли архетипов.

1. Первая из выгод игрока - он учится принимать в себя другие (новые) аспекты реальности.

Более того, эти аспекты «проникают» внутрь психики игрока и он начинает ощущать их не столько разумом, сколько всем телом и подсознанием.

Такое глубинное проникновение формирует у игрока гораздо более открытую систему взаимодействия с миром.

Если в обыденной жизни наше инерционное начало пытается законсервировать нашу психику, то в «поле» сеанса - человек вынужден впустить в себя совершенно другую силу.

Это очень сильно «размягчает» защитно-инерционные оболочки игрока и делает его более открытым к различным духовным, творческим и другим позитивным влияниям.

2. Вторая выгода игрока - с большой вероятностью полученный в сеансе архетип имеет некое отношение к проработке самого игрока.

Мы исходим из того, что в этой технике нет случайностей. Когда игрок получает роль определенного архетипа, то именно этот опыт зачем-то нужен игроку.

Кстати, наше сознание не всегда может догадаться о связи полученного архетипа и внутреннего мира игрока.

С другой стороны, это может стать хорошим упражнением для нашего разума - найти ответ об этой связи.

По-видимому, существуют разные варианты взаимоотношений архетипов и игрока.
Могут быть позитивные связи, когда архетип стимулирует что-то в психике игрока.
Могут быть провокационные связи, которые вскрывают что-то в нем.

Самое главное - это наш настрой. Мы должны быть уверены, что полученный архетип (при всей его зачастую «сомнительной привлекательности») зачем-то нами получен для нашей же пользы.

Итак, существует (как минимум) два аспекта - эффекта работы «полевого игрока».
А) это общее раскрытие и увеличение способности к эмпатии.
Б) проработка через архетипы каких-то наших внутренних проблем.

сфирот, Тора и психология

Previous post Next post
Up