Сфира малхут.

May 20, 2009 11:48

Статья в газету "Еврейский Мир".
Заканчивая 7-недельный цикл сфират а-Омер, мы сегодня разберем финальную сфиру - малхут.
Из всех сфирот она единственная, которая имеет «простой» перевод с иврита. Мелех - царь, малхут - царство.
Но пусть нас не вводит в заблуждение обманчивая простота перевода. Не забываем, что мы разбираем качества человеческого характера, и в преломлении к человеку понятие царства далеко не столь очевидно.
Еврейская традиция построена на парадоксах. В обыденно-светском понимании царь - это мощная сила, обладающая максимальным величием, авторитетом и внешним «блеском».
Парадоксально, что главная черта малхут - скромность (на иврите - анава).
Система сфирот - это система передачи Б-жественного влияния в наш мир. И когда мы рассматриваем цепочки сфирот, то 9 предыдущих сфирот, принимая влияние свыше, передают его далее вниз на более низший уровень. Сфира малхут в этой схеме - самая нижняя. Поэтому, она только принимает и собирает в себя всю энергию от других сфирот. В связи с этим, 9 верхних сфирот называются мужскими (дающими), а сфира малхут имеет женскую (принимающую) природу.
Малхут объединяет верхние сфирот, так же как и царь - объединяющий подданных.
Малхут отличается от остальных сфирот. И Царь Давид, представляющий сфиру малхут живет гораздо позже, чем остальные персонажи, описывающие другие сфирот. Все остальные описаны в Торе, а Царь Давид описывается в книге Пророков.
Непосредственная связь по схеме дерева сфирот у малхут есть только со сфирой йесод. Эту связь иллюстрирует взаимодействие Йосефа с Йегудой.
Йегуда - родоначальник царственного колена, предок Давида представляет также сфиру малхут. В начале главы Ваигаш (дословный перевод - приблизился) Йегуда и Йосеф максимально соприкасаются, когда Йегуда просит простить Биньямина. Говорят мудрецы, что этот момент символизирует канал йесод-малхут.
Что хочет сказать нам Тора, говоря о качестве скромности сфиры малхут.
Говорят мудрецы, что чтобы человек мог больше принять в себя Б-жественного влияния, он должен сначала освободить свой внутренний мир от власти эго - подготовить сосуд.
Искушение гордыней, которой может наполниться царь, не даст войти вовнутрь Б-жественному присутствию. Как говорили мудрецы: «Б-г там, куда мы его впускаем».
Поэтому, Танах неоднократно подчеркивает скромность Царя Давида.
Говорит мидраш, что Б-г показал Адаму будущее, и он увидел, что родится мальчик, который тут же умрет. Адам попросил Б-га, чтобы Вс-вышний отдал 70 (из 1000 лет) жизни Адама этому мальчику, который и был Царем Давидом.
Объясняют мудрецы, что это означает, что Царь Давид даже не имел своих лет жизни. Жизнь ему «выделил» Адам.
Еще один пример скромности. Когда в Иерусалим вносили ковчег, Царь плясал перед ним с большим вдохновением. Его жена сказала ему, что нехорошо царю так «невеличественно» вести себя перед подданными. Давид ответил, что он, желая выразить радость Б-гу и подчеркнуть величие Б-га, не заботится о том, чтобы в этот момент самому выглядеть величественным.
То что Давид преодолел свое эго, мы учим также из того, что он сказал про себя «Халаль бекирби» - (в переводе с иврита - пусто внутри меня). Мудрецы объясняют, что идет речь о эго, которое он «изгнал» из себя.
Сфира малхут - седьмая (из нижних), и ее выражает седьмой день недели - Шабат. В этот день мы отказываемся от работы, чтобы освободить время и внимание для получения Б-жественного влияния.
Из органов тела сфире малхут соответствует рот - из которого исходит речь.
В Танахе это отражено тем, что Царь Давид был автором Псалмов. Во всей истории человечества Псалмы считаются вершиной самовыражения человека в слове.
Скромность также позволяет человеку признать свои ошибки (эго считает, что человек всегда прав). Поэтому, Тора представляет это в виде истории Йегуды и Тамар и истории Давида с Бат-Шевой, признавших свою неправоту.
Тшува (раскаяние) также считается величайшей формой скромности, и величайшим провлением речи. Как говорят мудрецы, человеку сложнее всего преодолеть гордыню и сказать «Я был неправ». Но найдя в себе силы, сказать это - человек удостаивается величайшей трансформации.
Малхут также сравнивают с Луной, которая не имеет своего света, а светит отраженным светом Солнца.
Наши ресурсы - ограниченны. Но когда мы становимся каналом, через который проявляется бесконечный Вс-вышний, мы служим вечности, и в этом состоит наша роль вечного еврейского народа.
Подведем итог: царь - объединяет отдельные группы подданных. Царю нужна речь, чтобы выражать речью свою волю. Царю нужна скромность, потому что сложные решения на государственном уровне невозможно принять на основе личной мудрости царя, нужно выслушивать мнения и советы. Царю нужно умение признавать ошибки, потому что в политике невозможно не ошибаться, но нужно уметь признать ошибки, чтобы эго не мешало адекватно воспринимать жизнь. И царю нужна ответственность.
Эти же качества нужны всем нам.

кабала, сфирот, комментарии на Тору, статья в газету "Еврейский Мир"

Previous post Next post
Up