Почему в 1917-м матросы массово вырезали офицеров

Jun 12, 2016 12:58

Оригинал взят у juve99 в Почему в 1917-м матросы массово вырезали офицеров
О дисциплинарном кризисе в царском флоте написано много, ибо два раза - в 1905-1906 годах и сразу же после Февральской революции - он приводил к катастрофическим последствиям. Таким известным событиям, как восстание на броненосце "Потемкин", посвящены даже отдельные книги. Но мы коснемся менее популярной темы - что творилось с дисциплиной в мирное и спокойное время.

Наше маленькое исследование составлено по материалам Всеподданнейшего отчета морского министра за 1912 год. Дата эта выбрана не зря. 1912 год - самый спокойный год для империи за период 1903-1917 гг. На флоте уже нет матросов-срочников, бывших свидетелями Революции 1905-1907 годов (на тот момент служили 5 лет). При этом большая часть служивших в 1912 году дослужит до Февральской революции, и, следовательно, кто-то примет участие в сопровождавшей ее кошмарной резне.

Для начала расскажем, какими репрессиями поддерживалась на флоте дисциплина. Наказания за проступки нижних чинов могли быть дисциплинарными и судебными. Дисциплинарные наказания накладывались начальниками, немедленно, без формальной процедуры и без права обжалования. Это могли быть наряды вне очереди, смещение на низший оклад жалованья, лишение увольнения на берег, разжалование, простой, строгий и усиленный арест. Самым тяжелым наказанием, которое матрос мог получить от командира корабля или старшего офицера, был арест на месяц. Статистика по дисциплинарным наказаниям не велась, и мы можем судить о них более всего по мемуарам. Судя по всему, политика дисциплинарных наказаний на кораблях сильно зависела от личности старшего офицера.

Более тяжкие наказания требовали судебного разбирательства, которое было очень схожим по процедуре с гражданским судом (в частности, у обвиняемых был защитник и допускалась апелляция). Преступления меньшей тяжести разбирали экипажные и корабельные (только в дальних плаваниях) суды, в которых заседали не профессиональные судьи, а офицеры. Преступления большей тяжести разбирали военно-морские суды с профессиональными судьями, составлявшими отдельное военно-морское судебное ведомство. По приговорам судов мы располагаем статистикой.

Наказания по суду отличались чрезвычайной жестокостью. Представим себе матроса, которому офицер приказал пойти и вымыть гальюн. Если матрос будет хамски, хотя и без оскорблений, держаться (неоказание с намерением должного начальнику уважения), его можно посадить в тюрьму на 1-4 месяца. Если он еще и оскорбит офицера, то получит до 4 лет заключения в крепости. Если же он ударит офицера, его ждет каторга на 12-20 лет (на гражданке столько давали за серию убийств при отягчающих).

Теперь представим, что матрос ответил "Слушаюсь, Ваше Благородие", козырнул, ушел, но гальюна не вымыл. Если начальник решит, что это было сделано от общего раздолбайства (по нерадению), матроса ждет до 4 месяцев тюрьмы. Если же начальник заподозрит неповиновение, то матросу можно дать до 16 месяцев заключения в крепости иди до 3 лет дисциплинарного батальона. Если же матрос вовсе не покажется на глаза офицеру, а тихо спрячется в трюме, ему можно дать 2 месяца тюрьмы за уклонение от служебных обязанностей.

Теперь представим, что в то время как офицер отдает приказание нашему матросу, другие матросы недовольно перешептываются. Это есть ропот, произведший беспорядок, 2 месяца тюрьмы.

Характерно, что почти все проступки, наказываемые 1-4 месяцами тюрьмы, могли по усмотрению начальника быть наказаны и дисциплинарным порядком, то есть арестом до 1 месяца.

Каковы были реальные результаты применения столь жестких законов? Если коротко, они были ужасны.

Из 46.1 тыс. нижних чинов флота за 1912 год приговорили к уголовным и исправительным наказаниям 1917 человек, то есть каждого 24-го. К смертной казни приговорили 33 человек, к каторжным работам (то есть к заключению не менее чем на 6 лет) - 133 человек, остальные попали либо в дисциплинарный батальон, либо в военно-морскую тюрьму. Напомним, что аресты, накладываемые в дисциплинарном порядке, в данную статистику не включены.

Это был фантастически высокий уровень криминализации. В стране было 42-43 миллиона взрослых мужчин (прочие граждане в тюрьму попадают редко), приблизительно в тысячу раз больше, чем служило во флоте. Между тем, флот поставлял на каторгу около одной десятой части ее обитателей, а средняя численность тюремного населения в морских тюрьмах была равна где-то одной пятидесятой от населения гражданских тюрем.

В общем, вероятность попасть в тюрьму во время службы для матроса была выше, чем для его ровесника на гражданке, ставшего профессиональным хулиганом и грабителем.

Совершенно очевидно, что перед нами катастрофический коллапс дисциплины. Требования командования и представления матросов о нормальном порядке службы, взаимоотношениях офицеров и нижних чинов, и о справедливости в целом не сходились до такой степени, что даже высокая вероятность очень жестокого наказания не удерживала матросов от непрерывных нарушений дисциплины. Похоже, что нижние чины и офицеры необратимо рассорились, а дисциплина уже не держалась на насилии и репрессиях, а просто разваливалась, невзирая на высокий уровень репрессий.

Не удивительно, что люди, которые годами жили в страхе, что их посадят на четыре месяца в тюрьму, за то, что они поленились выполнить какое-то маловажное приказание (это мы говорим о мирном времени, в военное порядки были еще много жестче), после падения режима начали убивать офицеров пачками.

По всей видимости, прав был адмирал Чухнин, который в 1905 году предлагал воспользоваться тем обстоятельством, что японцы утопили все корабли, и распустить флот, а затем, по мере строительства новых кораблей, создать новый флот с чистого листа.

https://erohov.dirty.ru/flot-epokhi-nikolaia-ii-distsiplinarnyi-krizis-1085244/

История

Previous post Next post
Up