К вопросу об убыточности пригородных электричек или сказка РЖД о вершках и корешках

Mar 03, 2015 01:05

Оригинал взят у blog_matveev в К вопросу об убыточности пригородных электричек или сказка РЖД о вершках и корешках

Не уходит с экранов мыльная опера про отмененные РЖД пригородные электрички и грозного царя Путина, поставившего на место забывших о народе бояр. Электрички де вернули, теперь ищем источники финансирования. Вот сегодня опять в новостях про то, что в Самарской области два маршрута восстановили. Всё руки не доходили вставить свои две копейки и объяснить на пальцах, в чем проблема у нас с электричками, откуда, так сказать, корень её и финансово-экономическое обоснование. Как говорил Владимиру Владимировичу Дворкович "я в течение суток предложу финансовые решения, которые позволят обеспечить восстановление сообщения». Так вот, объясняю на пальцах финансовые решения не в течение суток, а за две минуты и прямо сейчас. В РЖД есть два типа перевозок- грузовые и пассажирские. Грузовые-прибыльные, пассажирские- убыточные. Раньше, в СССР и чуть позже, убытки от пассажирских перевозок покрывались прибылью от грузовых, и на выходе и поезда ходили, и РЖД в прибыли было, и бюджет не напрягали.


Потом РЖД стало "бизнесом". И как у всех эффективных менеджеров- разделили отдельно вершки, и отдельно корешки. Компанию поделили на две (а потом больше) отдельных бизнесов (юрлиц). Один, грузовой, стал хорошим частным бизнесом, с него начали строиться шубохранилища и виллы, другой, пассажирский, стал "социальным" убыточным проектом, на него стали тянуть из бюджета субсидии на перевозки. А где бюджет субъекта денег не давал- закрывать маршруты и отменять электрички. Вот и все дела. Никакой сложности. Схема, конечно, не оригинальная, взгляните хотя бы на энергетику- там те же частные вершки, и корешки за счет бюджета. Потому как олигархический капитал- ум, честь и совесть нашей эпохи, и если кого щедро и поит Родина березовым соком, березовым соком в последние 20 лет несмотря ни на какие кризисы- так это их, лучших людей России. Поэтому когда Президент говорит: "Верните электрички! Вы что там, сума сошли?", то перевести это на русский язык следовало бы иначе- "Эй, нука шубохранилища закрыли! Где вершки, там должны быть и корешки!", ибо если грузоперевозки не вернуть в бизнес пассажирских, то шубохранилища продолжат расти, а электрички все-равно отменят. Я думаю, Путин это прекрасно знает, но если решений тут не последует- ничего не добьется.

В качестве иллюстрации к сказанному, небольшая антреприза в тему подтверждения схемы устройства бизнеса в РЖД. В ролях: Соложенкин С.В. Начальник Куйбышевской железной дороги. Дроботов А.Н., Кислов А.И., депутаты. Дело происходит на заседании Самарской Губернской Думы 25 ноября 2014 г. во время рассмотрения вопроса об итогах деятельности КбЖД у 140-летию железной дороги.

Стилизованная под вагон-купе сцена. За столом, с стаканами чая в фирменных подстаканниках сидят Соложенкин, напротив него Дроботов и Кислов. Мерно стучат колеса.

Из стенограммы сорок седьмого заседания Самарской Губернской Думы пятого созыва 25 ноября 2014 года

Дроботов А.Н. -Сергей Валентинович, при всей вашей грандиозности, миллиардных доходах вы все-таки просите 200 миллионов на пригородные поезда. Но это не только ведь социальная программа, проект, но это же и ваш бизнес тоже.
Соложенкин С.В. - Дело в том, что пригородные перевозки во всем мире, они убыточны. Нет ни одной страны, где бы они были. Поэтому, конечно, мы сегодня очень тесно взаимодействуем здесь с министерством транспорта, с Правительством, мы сегодня - прозрачная компания. Поэтому совместно мы сегодня решаем вопросы и по тарифам, по ценообразованию поездки, и по расходам компании, и в целом все равно, как ни крути, пока из 247 миллионов при существующем заказе области, мы пока выйти из этих рамок не можем.
Дроботов А.Н. - Не будет этих денег - не будет пригородных перевозок?
Соложенкин С.В. - Да, конечно. Недовольство людей есть, я с ними сталкивался сам лично, но, в принципе, я уже сказал мы должны действовать сегодня в соответствии с принятыми уже на правительственном уровне решениями.
Кислов А.И. - Скажите, пожалуйста, Сергей Валентинович, а разве не присутствует некое перекрестное перекрестное субсидирование между грузовыми потоками и, так сказать, пригородными перевозками?
Соложенкин С.В. - Сегодня создав вертикали, те, о которых я говорил, 5 бизнес-блоков, выделив транспортно-логистический бизнес, пассажирские перевозки, мы тем самым как раз и исключили, собственно, и суть реформирования. Одно из решений этой проблемы было именно в создании вертикалей, которые бы исключали между собой перекрестное субсидирование или перекрестное финансирование.
Кислов А.И. - Тогда я правильно понимаю, что с грузовых потоков вы получаете прибыль…
Соложенкин С.В. - Конечно, оно всегда так было.
Кислов А.И. - …а с пригородных убыток?
Соложенкин С.В. - Оно во всех странах так.
Кислов А.И. - И основной вопрос или, так сказать, чтобы эти прибыль и убыток были, примерно нивелировались, или пытаться уменьшать убыток пригородных перевозок?
Соложенкин С.В. - В Советском Союзе, когда мы были в министерстве путей сообщения, оно так и делалось. То есть понятно, что пассажирские перевозки, они убыточные, за счет грузовых тарифов нивелировалось вот это отставание. Поэтому сегодня в рыночных условиях это, мы уже работаем в других несколько условиях, как все страны мира, она, в принципе, везде одинаковая. Эта же самая система и в Германии, в Соединенных Штатах Америки, и в любой европейской стране.
Кислов А.И. - Нет, просто я немножко, может быть, неправильно вопрос поставил. Вы сейчас одним из вопросов, который ставите в постановлении, является, так сказать, просите от бюджета компенсировать убытки от пригородных перевозок в той или другой степени.
Соложенкин С.В. - Да.
Кислов А.И. - Но это, я понимаю, вопрос… Вы разделили некие потоки, пригородные перевозки - это одно направление бизнеса, и здесь вы просите компенсировать убытки, а прибыль от грузоперевозок, вы уводите ее в отдельный бизнес и говорите, что это несколько разные направления. Тогда получается, где-то… Я так понимаю, если, получается, социально значимое направление у вас выделено и вы требуете компенсацию, а по направлениям, которые прибыльны, вы говорите: «Это вы не трогайте, этим занимаемся мы сами, это другое направление». Я правильно это понимаю или я где-то ошибаюсь?
Соложенкин С.В. - Если Вы именно о прибыльности говорите, то правильно.

Занавес. Медленно гаснет свет. Стучат колеса вагона. Где-то вдали работает телевизор. Голос Президента: "А что у нас министерство транспорта не существует что ли? Что происходит? Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли что ли?».Стук колес усиливается, звучит песня "По тундре, по железной дороге".

РЖД

Previous post Next post
Up