Узники совести в Южной Корее: ликбез

Oct 24, 2016 11:12

По примеру тов. iwia тоже решил устроить для читателей ликбез. Разумеется, в корейском вопросе. А в этой сфере я могу сказать как Холмс, что "моя профессия - знать то, чего не знают другие" о двух темах - кинематограф на Севере и политические репрессии на Юге. Вот второй, как наименее известной, мы и займёмся. Итак, что нужно знать о положении с узниками совести (yangsimsu).

Первая особенность сразу же преподносит нам сюрприз. Абсолютное большинство узников совести составляют, как ни странно, свидетели Иеговы. Дело в том, что они принципиально отказываются служить в армии, а возможности альтернативной службы в Южной Корее нет (равно как и в Северной, но там нет и иеговистов). В результате, они получают стандартные полуторогодовые сроки. По некоторым оценкам, южнокорейские иеговисты составляют до 80% осуждённых за отказ от службы (остальные приходятся на Турцию, Эритрею и Туркмению). О масштабах можно судить по последней доступной сводке Мингахёпа (см. ниже): на 21 января 2016 г. под стражей насчитывалось 79 политических и 884 иеговиста.

Что касается собственно политических заключённых, то здесь необходимо остановиться на организации Мингахёп (название можно примерно перевести как "Семейное демократическое движение" или "Семьи за демократию"). Мингахёп был создан в конце 80-х как объединение родственников политзаключённых и продолжает деятельность в качестве правозащитной организации по настоящее время. Именно она занимается учётом узников совести и оказанием им поддержки. Символ организации - лиловый платок. Самое заметное публичное проявление его деятельности это пикет с портретами политзаключённых, который проводится каждый четверг перед воротами сеульского парка Тхапголь.



Главное, за что все интересующиеся данной темой, благодарны Мингахёпу, это регулярно публикуемые им (на корейском, естественно, но выбирать не приходится) списки политзаключённых. Такие сводки включают имена, характер обвинений, дату ареста, название тюрьмы и арестантский номер каждого. На сайте ( http://minkahyup.org/index_bak.htm ) обновление сводок прекратилось в январе 2016 г., но они продолжают публиковаться в бюллетене организации. Текущая сводка датируется 20 сентября и в ней 56 человек.

Ещё одна особенность, которую можно вывести из изучения списков Мингахёпа, это значительно большее количество подследственных, чем осуждённых. Логично предположить, что аресты несут скорее функцию устрашения, чем обеспечения следствия. Типичная ситуация:
1) нелояльного элемента арестовывают
2) держат полгода в СИЗО
3) либо обвинение в суде разваливается, либо он получает условный срок
4)????
5) PROFIT - и попугали, и осуждённых по политическим статьям в тюрьмах не прибавилось, так что со свободой мысли в стране вроде как всё в порядке.

Следующий нюанс касается не политики, а пенитенциарной системы вообще, но весьма занятен. Места лишения свободы в РК делятся на два вида - гучисо (구치소) или detention center т.е. СИЗО и гёдосо (교도소) - собственно тюрьмы. Разграничение между ними, судя по спискам, довольно условно: часто осужденных оставляют в СИЗО (как и у нас нередко бывает), а подследственных держат в тюрьме. Всё зависит, похоже, исключительно от наличия мест в том или ином заведении.

Такова первая порция наблюдений; уточнения от знатоков и вопросы от публики приветствуются.

Идеальным завершением этого очерка стал бы полный обзор списка политзаключённых на текущую дату, но увы - сделать это без знания корейского нереально. Поэтому задачу пришлось сузить. В качестве примера решил ограничиться арестованными по злоебучему пресловутому ЗНБ, а из них - женщинами. Во-первых, в самых громких делах недавнего времени фигурировали именно женщины (Хван Сон и Ким Хэ Ён), а во-вторых их не так много (насколько тут уместно такое слово). Итак, кто же они.

У Ви Ён (우위영). Заключённая № 7 в Сувонском СИЗО.


Пресс-секретарь Объединённой прогрессивной партии. Её, как и следующую фигурантку, обвиняли по делу о заговоре (обе они якобы входили в руководство "Революционной организации"), но безуспешно. 13 мая 2015 г. её снова арестовали по обвинению в "praising North Korea at public events in May 2013". Приговор - 2,5 года.

Пак Ми Чжон (박민정). Заключённая № 12 там же.


Возглавляла молодёжное отделение ОПП. Арестована в один день с У Ви Ён. Обвинение (не падать!) - "sung North Korean songs in public and possessed pro-North Korea materials". Приговор - 3 года.

Остальные принадлежат к уже упоминавшейся "Корейской солидарности". За прошедшее время с организацией произошли большие изменения - в июле она самораспустилась и преобразовалась в Народно-демократическую партию (환수복지당) - но для них ничего не поменялось.

Ким Хэ Ён (김혜영) Заключённая № 241 в Сеульском СИЗО
Арестована 26 июля 2015 г. О ней я уже рассказывал и хотелось бы сообщить что-нибудь хорошее, но новостей пока немного. Известно, что из одиночки её всё же перевели в трёхместную камеру размером около 6 с половиной кв.метров. Как сообщает американский пацифист, навещавший Хэ Ён в тюрьме, голодовку она окончила после двадцатого дня.

Ли Ми Сук (이미숙). Заключённая № 4320 в Сондонском СИЗО


Бывший генеральный секретарь европейского комитета Демократической трудовой партии и Международного форума Кореи (IFC). Арестована 9 августа 2015 г. Приговор - 2 года.

Ян Го Ын (양고은). Заключённая № 287 в Сеульском СИЗО


Одна из руководителей партии. Арестована 31 августа этого года. Обвинения связаны с ЗНБ, но подробности пока неизвестны.

Корея

Previous post Next post
Up