Aug 13, 2024 22:38
...Эта книга, конечно, те еще американские горки - и эмоциональные, и жанровые. Начавшись как типичный детектив (женщина возвращается в качестве преподавателя в свою школу-пансион, в которой некогда произошло трагическое событие, и, вспоминая прошлое, вдруг осознает, что все было не так просто), далее действие со свистом проносится сквозь dark academy к социальной драме и вновь к детективу. При этом на протяжении всего повествования происходящее будет поворачиваться к нам то одной стороной, тот другой, так что на этих качелях "виновен-не виновен" нам предстоит раскачиваться до самой финальной главы. И дело даже не в лихой интриге. Она, кстати, сама по себе и не то чтоб лихая - что может быть более классическим зачином для трагедии, чем гибель юной прекрасной девушки - "идея девушки", как в какой-то момент с горьким сарказмом определяет это главная героиня? В конце концов, чаще всего это дружок - тоже классическая сентенция, которую героиня напоминает сама себе (и нам?). Собственно, вокруг того, кто же этот дружок-убийца, и крутится все расследование бывшей одноклассницы убитой Талии, а ныне ведущей тру-крайм-подкаста Боди, которая приезжает в свою старую школу, чтобы прочитать двухнедельный спецкурс молодому поколению, а в итоге увязает в паутине прошлых обид, тайн и недомолвок. Итак, жила-была девочка, сама, конечно, во всем виновата, как и тысячи таких. Виновата в собственной привлекательности/непривлекательности, в собственной самуверенности/робости, в собственной развращенности/наивности. В общем, была бы девочка - вина найдется. Впрочем, если бы Маккай ограничилась декламацией феминистских лозунгов, это было бы совсем другое произведение. Но она идет дальше - и помимо вопроса, кто же виноват в смерти девочки и даже кто виноват в смертях девочек вообще, она задается вопросом определения вины в целом. Когда суд общественности выносит обвинительный вердикт, сколько в этом реальной объективности, а сколько - наших коллективных страхов, которые у каждого поколения, как водится, свои? И если в 90-е, допустим, однозначным кандидатом на роль злодея был крепкий чернокожий физрук, державшийся чересчур запанибрата со своими подопечными и вдобавок явно чужеродный элемент в академической с налетом элитарности среде, то сейчас не стал ли белый образованный мужчина таким же злодеем по умолчанию? И где грань между мнением и слухом? Где грань между неудачным романом и насилием? Где грань между умолчанием и соучастием? Между жертвой и преследователем? Между справедливостью и "справедливостью"?
При внешне простой форме это вовсе не легкое чтение, достаточно неприятно давящее на определенные болевые точки современности, будь то сексуальные домогательства вкупе с эффектом МиТу, школьная травля или интернетное правосудие. И, что характерно, не дающее простых ответов ни на один из посиавленных вопросов, сплошное (и довольно отрезвляющее) "да, но...", отчего местами прям неуютненько.
Что еще хочется отметить, это очень плотное, детализованное, иногда даже вязкое повествование, достаточно бескомпромиссно помещающее читаталя в здесь и сейчас, будь то реалии школы-интерната времен 90-х или реалии ковидного 2022 года со всеми его скандалами и пертурбациями. Иногда кажется, что развитие сюжета окончательно увязло в описательно-переживательном, но зато можно ощутить и пыльный меловой запах старых аудиторий, и холод зимнего леса - стопроцентный эффект присутствия. И герои, да... Автор сама преподаватель и вот чувствуется, что подростков она не из головы брала.)
хорошие книги