И к слову об экранизации и оригинале. Прочитала тут "Коралину" Нила Геймана и потом спонтанно полезла смотреть мультик. И подумала, что это очень хороший пример того, как практически на одной и той же фабуле можно получить хорошую детскую историю и историю совсем недетскую (хотя тоже хорошую). Мультик это классическая такая добрая и вместе с тем назидательная история о том, что нужно ценить то, что имеешь, а не гоняться за привлекательными миражами, никогда не заговаривать с незнакомцами, быть вежливой со зверушками и несимпатичными на вид детками и вообще быть хорошей доброй девочкой - тогда тебе помогут даже в битве с большой страшной НЕХ. Книга во многом или даже во всем про другое.
В мультфильме Коралина из скучной действительности со старым новым домом, стремными соседями и раздражительными вечно занятыми родителями попадает в классное такое никогде, где все сделано прям точно по ее мечтам и живут папа и мама, очень похожие на настоящих, но куда более теплые и внимательные (занятно, что при этом вдобавок как бы восстанавливаются консервативные семейные ценности, которые, видимо, должны означать стабильность и предсказуемость - в новой семье, в отличие от реальной, вроде как классическое распределение семейных обязанностей - мама готовит вкусную еду, она мягкая и целиком поглощенная ребенком,папа работает и ухаживает за садом, он веселый и творческий, ну просто старая рекламная картинка). У Коралины чудесная "принцессная" комната с волшебными игрушками, ее всячески развлекают забавные соседи, и, собственно, она вполне готова остаться в этой улучшенной и дополненной реальности навсегда, пока до нее не доходит, что для этого придется пройти через довольно жутенькую процедуру. Место, в которое попадает книжная Коралина, гораздо лучше описать словом "странное". Нет, здесь тоже все притворяется, будто только и жаждет ее развлечь и полюбить, но, честно говоря, временами притворяется плохо. Во всяком случае, очень заметно, что на самом деле и новая мама, и радушные соседи, разыгрывающие цирковое представление и театральный спектакль ради юной гостьи, не вполне представляют себе, что на самом деле может заинтересовать и восхитить ребенка типа Коралины. Коралина остается здесь не столь от жажды найти наконец нормальную семью, сколько из желания новых открытий. Недаром она и в реальном мире постоянно играет в исследователя, и ее I'm an explorer звучит рефреном в самых разных ситуациях. Она не жаждет удочерения, утешения и развлечения, она по сути занимается естественным для подрастающего зверька делом - расширением границ своего мира и сепарацией. И здесь на контрасте особенно выпукло проступает страшная хищническо-поглощающая сущность ее "другой матери". В мультике она просто очередная злая ведьма, заманивающая деток в своей пряничный домик, в книге образ куда интереснее. Она создает маленький почтивсамделишный мирок, чтобы удерживать в нем ребенка, как паук сплетает паутину, и особенно символично то, что буквально в нескольких шагах от дома мир этот расплывается и превращается в ничто. За пределами созданной ею реальности ничего нет, она не предполагает, что ребенок когда-нибудь захочет пойти дальше.У ребенка не должно быть жизни вне ее дома. "Она иметь что-то, что можно любить.Что-то, что не она, - объясняет Коралине мудрый кот и прибавляет: Возможно, она хочет и поесть". Вообще, по-моему, если абстрагироваться от сказочных реалий, это достаточно точная формула темной, нарциссической стороны материнства (и определение "другая мать", other mother, приобретает дополнительные отттенки).
В мультфильме в критический момент главную героиню спасают обретенные ею благодаря вовремя проявленному сочувствию друзья. В книге у Коралины, конечно, есть волшебный артефакт и волшебные помощники, но она в одиночку планирует военную кампанию и в одиночку выдерживает все сражения. Мультяшная история заканчивается классическим хэппи-эндом, где исправившиеся родители наконец ведут себя с главной героиней правильно, стремные соседи, оказавшиеся вовсе не такими стремными, приветствуют ее возвращение, и всех ожидает веселый пикник на свежем воздухе. В книге одолевшая наконец героиня после всех испытаний в принципе возвращается на исходные позиции, но с новым опытом, изменившись внутренне, пройдя инициацию. И она по-прежнему одинока, ей не с кем (ну, кроме котика) разделить приобретенное знание, оно, как и страхи, навсегда останется только с ней. Путь героя - дело не слишком веселое, оказывается. Зато потом можно не бояться ни новой школы, ни темной комнаты, ни монстров под кроватью. Ты уже знаешь, с чем ты можешь справиться.