Jan 31, 2024 08:30
Нынче среди прогрессивных молодых женщин феномен женского глянца обыкновенно вызывает усмешку - и по большей части недобрую. Впрочем, еще когда я была юна и свежаТМ, психолог Екатерина Михайлова в "Веретене Василисы" едко прошлась про всем этим женским мечтам - или тому, что за них выдают ушлые маркетологи, - упакованным в блестящие обложки, и я, читая то самое "Веретено", была совершенно согласна, - женские журналы - это "мир гарема", где женщине, конечно, позволено множество развлечений, но с одним непременным условием - все это должно нравиться Ему, реальному или гипотетическому, Ему, который и есть настоящий центр этого надушенного мирка. Впоследствии меня даже занесло причудливым течением судьбы в этот мир печатных грез об Идеальной Женщине, но так же быстро и вынесло - настолько я была уверена, что это не моя сказка, что даже и мысли не возникло попытаться там зацепиться.
А вот "Лето на Парк-авеню" Рене Розен, вроде бы типичная легкая янг-адалт история о девушке, покоряющей большой город, внезапно дает совершенно иную точку зрения. Юная Элис уезжает из родного городка, оставив позади могилу любимой матери и расторгнутую помолвку, чтобы жить жизнью своей мечты в Нью-Йорке и делать карьеру. Отчасти, впрочем, это такая попытка прожить альтернативную жизнь своей мамы - ту, которая могла бы сложиться, если бы мама Элис во время оно не влюбилась в молодого свежедембельнувшегося красавца-моряка, если бы не забеременела и не решилась сделать выбор в пользу ребенка, свадьбы и дальнейшей жизни в провинциальном городке в роли домохозяйки миссис Уайсс. Немудрено, что первым делом Элис идет по старым маминым следам - к ее подруге, а ныне успешному редактору, а та, в свою очередь, пристраивает нежданно образовавшуюся протеже в "Космополитен". Тот самый "Космополитен", который тогда переживал не лучшие времена, потому что журнал для обеспеченных домохозяек из пригородов, каким он тогда, как ни странно, являлся, успел к тому времени наскучить и аудитории, и даже самим издателям, и в порядке эксперимента, в успех которого, впрочем, никто особо не верил, новым главредом изрядно запылившегося журнальчика назначили некую Хелен Герли Браун - одиозную авторшу скандальной книги "Секс и одинокая девушка". В книжке той эта самая Браун чуть ли не первой решилась описать новый тогда феномен - незамужнюю горожанку с собственными деньгами, а также, сама достаточно долго прожив именно в этом статусе (потом-то она мегаудачно выскочила замуж), давала советы другим девушкам, какие блага можно извлечь из этого небывалого положения. Именно помощницей Хелен устраивается Элис в мире свежезарождающегося, вернее, возрождающегося в новом качестве "Космо", и дальше все перипетии производственного процесса мы видим ее глазами. По прочтении я не раз ловила себя на мысли, что это же, по сути, переложение "Дьявол носит "Прада", только все те коллизии, которыми так мучается героиня "Дьявола", здесь описаны в совершенно иных, позитивных тонах. Элис не страдает от необходимости привозить по утрам кофе своей начальнице, забирать ее кошек от ветеринара или даже - о ужас! - покупать для той свежий номер "Плейбоя", она видит в этом реальную карьерную возможность для себя, какая иначе девочке из Огайо никогда бы и не представилась, а кроме того, чувствует себя сопричастной не просто большому делу, но настоящей революции. Потому что Хелен Герли Браун делает именно революцию. Сейчас, особенно после того, как старенькая Браун так неудачно выступила поперек мейнстрима во времена борьбы с харрасментом, ее имя прочно связалось с опорами консерватизма. Ну вы знаете, та главред журнала для пустоголовых дамочек в туфлях от "Гуччи", которая заявила, что женщине должно быть приятно внимание мужчин-коллег. Я не думаю, что Браун имела в виду именно то, в чем ее обвиняли, а именно потакательство харрасменту, но она, несомненно, уже сильно оторвалась к тому времени от своей аудитории и та, как это часто бывает, немедленно забыла, что в 60-е годы именно Хелен Герли Браун наряду с Бетти Фридан (с которой они друг друга терпеть не могли, ха) стала рупором женской эмансипации. Да, пусть эмансипация "по Хелен" и была неотделима от туфель на высоком каблуке и востребованности у мужского пола, это был тот еще прорыв, граничащий со скандалом. Но Браун скандалов не боялась...
Вообще, как ни странно, несмотря на ореол глянца, в "Лете на Парк-авеню" как раз довольно мало туфель от "Гуччи" и гламурной романтики. Элис живет в меблирашке, открывает для себя огромный незнакомый город, распутывает интриги, служит верным оруженосцем взбалмошной начальницы, отправившейся в крестовый поход во славу новой женщины, и очень много работает. Парадоксально, но эту книгу можно воспринимать еще и как настоящий гимн тяжелому труду, в результате которого появляется нечто вроде бы такое легковесное и иллюзорное, как глянцевая обложка. С фотографией, замечу, девушки, выглядящей так, будто ей никогда в жизни не приходилось впахивать.
хорошие книги,
женская история