Фильм "Хокусай в Британском музее" - полтора часа чистого визуального пиршества и отдохновения. Вообще поняла, что мне очень нравятся эти проекты Theatre HD по живописи, они замечательно оттачивают взгляд, показывая, как действительно надо смотреть картины - не как статичный предмет, ухвативший раз и навсегда законсервированное мгновение, но как захватывающую историю творческого поиска, обладающую дивной способностью порождать новые смыслы даже спустя века после создания. Ну и нюансы, которые буквально поворачивают всё под другим углом, как только тебя ткнут в них носом.
Знаменитая "Красная Фудзи", оказывается, и вовсе даже не красная, а нежно-розовато-коричневая, каковой и является настоящая, не нарисованная Фудзи-сан на рассвете. А красной ее сделали издатели первых гравюр, гнавшиеся (ну как во все времена) за удешевлением процесса и считавшие нерациональным использовать слишком много досок для оттисков. Кстати, оцифровка с высокой детализацией выявила, что крошечные деревья на склонах горы на этом, самом близком к оригинальному замыслу оттиске, сделаны минимум тремя разными оттенками, нижний край же облаков растушевывался с помощью абразива - чтобы они действительно плыли по небу, а не приклеивались к нему. Или, пример, картина с вьюнками и лягушкой, где лягушку еще попробуй найди, но зато угловатые стебли и соцветия в точности повторяют пластику лягушачьего тельца...
Вообще для иллюстрации принципа вечного творческого поиска именно жизнь Хокусая, "Помешанного на живописи старика" (это он сам так себя аттестовал, если что) подходит как нельзя лучше. Начнем с того, что он совершенно восхитительно не считался с ограниченностью человеческой жизни какими-то сроками. Не признавал он дедлайнов, понимаете. Он вообще считал, что все, что он написал до шестидесяти лет - это так, разминка, вот годам к семидесяти он станет настоящим художником, а вообще его творческие планы были расписаны аж до 110 лет. Он, кстати, очень любил под это дело менять имена и фактически каждый новый этап творчества отмечал тем, что отметал прежнее прозвище и брал новое - с великолепной уверенностью, что и это имя заработает должную славу. Нет, ну до века он не дотянул, конечно, но и 90 лет заниматься любимым делом - это можно считать редкостно удачной жизнью, я считаю. И когда на девятом десятке лет он в страшном пожаре утратил все свое имущество и, что горше всего, весь свой гравюрный архив, он просто взял и переключился с гравюры на живопись, - нормально так, взять и уйти в новую область - в восемьдесят с гаком? И вот совершенно охренительный дракон, взмывающий над заснеженной вершиной - он сам-то по себе заставляет открыть рот, а когда тебе говорят, что это своего рода завещание Хокусая, написанное буквально в последний год жизни...
Вот про его дочку мало что рассказали, а жаль, я после аниме "Мисс Хокусай" к ней как-то очень расположена. Одну ее картину показали - мощную такую, брутальную.
Ну и еще что хочу сказать - Хокусай Хокусаем, а самое трогательное в фильме даже не он, а все эти люди, которые с таким воодушевлением о нем рассказывали. Мне очень нравится смотреть на людей, влюбленных в свое дело, я на полном серьезе могу слушать хоть про расположение геологических слоев, хоть про конденсат в карбюраторе, если об этом говорят с воодушевлением, а тут, понимаете, когда у ученого во время рассказа вдруг появляются слезы на глазах - прям дух захватывает от того, что видишь по-настоящему счастливого человека. И завидно от такой полноты жизни, и радостно даже от косвенной сопричастности ей.
ЗЫ. Придя с киносеанса, гуглила в ночи картины Хокусая, мне нравится, конечно, множество из них, но вот этот заклинатель демонов запал особо. Он, понимаете, СМОТРИТ.