Из рубрики: "Неизвестная история"):
http://www.fscclub.com/history/fame-jiu.shtml "На рубеже 19 и 20 веков движение за равные права женщин проникло во все сферы жизни, включая спортивные занятия. Как только женщины вышли за пределы домашних дел, они осознали, что среди других вещей им необходимо освоить навыки самообороны и участвовать в физических упражнениях. Такие популярные тогда виды единоборств, как бокс и борьба, не привлекали женщин из-за их непривычной для женщин прямолинейной жестокости. К тому же нормальной женской спортивной одежды для занятий такими видами спорта тогда не существовало.
В то же время японский вид боевого искусства джиу-джитсу, завезённый энтузиастами в Европу и Северную Америку в 1890-х годах, моментально приобрёл популярность у женщин. Джиу-джитсу, означающее искусство поддаваться, считалось вполне подходящим занятием для женщин. Сама концепция джиу-джитсу - использовать силу и энергию атакующего против него - позволяла успешно противостоять более крупному и сильному противнику.
Именно джиу-джитсу стало первым боевым искусством, завоевавшим широкую популярность среди женщин - задолго до того как женское спортивное единоборство получило международное признание. В те времена женщины занимались джиу-джитсу не ради славы или наград, а для телесного и духовного совершенствования, а также для развития навыков самообороны. А главное, они получали от этого удовольствие. Это искусство считалось элегантным и женственным, поскольку, в отличие от английской и французской борьбы, в которых упор делался на силовое противоборство, основа джиу-джитсу - умение искусно "поддаваться" сопернику, используя его движения и его массу против него, в свою пользу.
Развитие женского джиу-джитсу тесно связано с движением женщин (прежде всего, британских) за равные права - Suffrage, поэтому эти два термина соединили в один: активисток за права женщин стали называть джиу-суфражистками, а женское боевое искусство - суфраджитсу. Поскольку суфражисток было мало, они уповали на умение и ловкость в борьбе с полицией и правительством".
Картинка зачетная.
"Уже в самом начале двадцатого века у лондонских дам стало модным устраивать так называемые "вечера джиу-джитсу" в женских салонах, на которые часто приглашались опытные инструкторы, такие как Юкио Тани, которые обучали женщин основам этого искусства борьбы без оружия. Дамы получали пригласительные открытки на вечер в салоне с незаметной припиской в углу "борьба" (вместо обычных "пение" или "танцы"). Приехав по указанному в приглашении адресу, они располагались в просторной гостиной, из которой была убрана почти вся мебель. В центре залы располагался борцовский ковёр. Надев специальные плотные удлиненные куртки-кимоно "уваги" и подпоясавшись яркими поясами, дамы практиковались в бросках, захватах и защитных приёмах, которые составляли так называемую "науку поддаваться".
Россия также не осталась в стороне. В 1910 году литературно-художественный журнал "Нива" публикует статью "Новый способ самообороны". В статье были представлены приёмы джиу-джитсу, которые могли использовать женщины".
По-моему, прекрасная идея для ролевиков каких-нибудь. Вы только представьте себе, как эффектно выглядит леди в перчатках, шляпке и платье с корсетом, непринужденно бросающая через бедро то ли такую же леди - партнершу по тренировкам, то ли вовсе - полицейского-бобби (и чтоб тоже по всей форме был - каска эта их смешная, мундир). Картинка-карикатура выше дает некое представление.
А если серьезно - про потрясающих женщин там рассказ, просто про потрясающих.
"Эмили Диана Уоттс (1867-1968) - одна из первых энтузиасток боевых искусств, а также одна из первых тренеров и учителей боевых искусств для женщин. Она разработала уникальные методики обучения женщин физической культуре, в частности приёмам самообороны и борьбы джиу-джитсу. Её руководства по джиу-джитсу и самообороне десятилетиями были настольной книгой женщин, увлекающихся джиу-джитсу и другими восточными единоборствами.
Эмили родилась в богатой английской семье в позднюю викторианскую эпоху. С раннего детства она обучалась танцам. В возрасте 36 лет, будучи замужем за мистером Роджером, миссис Роджер Уоттс в 1903 году начала заниматься джиу-джитсу. Её учителем был Садаказу "Раку" Уениши, высокопрофессиональный мастер японских боевых искусств, который преподавал в Клубе джиу-джитсу на площади Голден-сквер в лондонском районе Сохо; он также участвовал в борцовских поединках в лондонских мюзик-холлах. Уениши написал прекрасный учебник по "джиу-джитсу, практикуемому в Японии".
Когда в 1903 году у Эмили возник страстный интерес к джиу-джитсу, она стала посещать додзё на Голден-сквер, которым руководили Садаказу Уениши и Акитаро Оно. К 1906 году она уже вела собственный класс и опубликовала книгу "Изящное искусство джиу-джитсу", которая стала первой книгой по джиу-джитсу, написанной по-английски для женщин. В книге использованы приёмы, характерные для школы Кодокан. Хотя многочисленные фотоиллюстрации, содержащиеся в книге Уоттс, не были новыми в мире боевых искусств, они отличались в лучщую сторону от имевшихся к тому времени пособий. Во-первых, фотографии были сделаны во время реальных спарринг-поединков Эмили с партнёршами, а не в статических позах, как это было принято до этого. Во-вторых, предисловие и введение были написаны её светлостью герцогиней Бедфордской и Сэром Лодером Брантоном, видным эдинбургским медиком, что свидетельствовало о высоком уровне книги. Кстати, Анна Рассел, герцогиня Бедфордская (подруга королевы Виктории), тоже энтузиастка джиу-джитсу, участвовала в спарринге для фотоиллюстраций книги".
А вот опять про суфражистские боевые отряды:
"...Опасаясь ареста своих лидеров, Эвелины Хаверфилд и Эммелин Панкхерст, суфражистки решили организовать секретные боевые отряды телохранителей, которые могли бы охранять лидера и отбивать ее от полиции. В августе 1913 года на митинге на Трафальгарской площади в Лондоне дочь Эммелин Панкхерст, Сильвия Панкхерст заявила: ”Мы еще не можем всерьез противостоять полиции, но мы должны этому научиться. Полиция владеет приемами джиу-джитсу. Женщины должны научиться этим приемам так же, как и мужчины. Мы будем тренироваться в Ист-Энде. Если у кого-то есть на примете мужчина, который был в армии или который знает что-нибудь о тренировках, пожалуйста, свяжитесь со мной, и мы начнем такие тренировки. Мы все должны выходить на демонстрации с палками. Какой смысл выходить на демонстрации за свободу безоружными? В следующий раз не приходите без палок, это касается мужчин и женщин. Мы должны сражаться.”
Конечно же, полиция стала следить за суфражистками, пытаясь определить место расположения центра подготовки боевого отряда, чтобы идентифицировать всех членов организации. Не давали покоя суфражисткам и репортеры. Тренировочную базу приходилось переносить с одного места на другое, суфражисткам приходилось приходить и уходить окольными путями, запутывая следы и уходя от слежки.
Знакомство же суфражисток к боевыми искусствами произошло за несколько лет до этого по инициативе активистки женского движения и единоборки Эдит Гурруд.
Борьба женщин за избирательные права достигла высшего накала в годы, предшествующие Первой мировой войне. Женщин арестовывали, они устраивали голодовки, их били резиновыми дубинками, Во время демонстраций на них нападали и сбивали их с ног. Самый худшее случилось в "чёрную пятницу" 18 ноября 1910 года, когда произошло массовое избиение женщин полицейскими и мужчинами из толпы. Около трёхсот суфражисток собрались возле Парламента, окружённые превосходящей толпой и полицией. Б результате побоища многие женщины получили ранения и травмы, а около ста суфражисток были арестованы.
"Многие свидетельствовали, что их били не только полицейские, но и мужчины из толпы",- говорит Элизабет Кроуфорд, автор справочника "Движение за равноправие женщин". После этого женщины стали готовиться к таким выступлениям. Некоторые вставляли под одежду картонные щитки, чтобы защитить рёбра. Но к этому времени Эдит Гарруд уже преподавала в Социально-политическом Женском Союзе (СПЖС, англ. WSPU) науку защищаться. Эта наука основывалась на древнем японском боевом искусстве джу-джитсу. Главным принципом этой науки и искусства было использовать энергию нападающего против него.
Первое знакомство суфражисток с джиу-джитсу произошло на собрании СПЖС. Эдит Гарруд и её муж Вильям, которые совместно руководили школой боевых искусств на лондонском Голден-сквер, записались на это собрание. В тот день Вильям был болен, и Эдит сама провела собрание, рассказав присутствующим об искусстве самообороны и призвала их изучать его.
...Деятельность Эдит Гурруд не прошла незамеченной для прессы. Журнал "Здоровье и Сила" опубликовал сатирическую статью под названием "Джиу-суфражистки". Журнал "Панч" поместил карикатуру, изображавшую Гарруд, стоящую в одиночестве против группы полицейских, подпись под карикатурой была: "Суфражистка, знакомая с джиу-джитсу". Термин "суфраджитсу" стал общепринятым.
"В то время никто не ожидал, что женщины могут оказать физический отпор, причём успешный, - говорит председатель Британской Ассоциации Джиу-джитсу Мартин Диксон. - Они выбрали самый эффективный путь в условиях, когда их пытались хватать в толпе".
...Однажды полиция окружила толпу, ожидавшую выступление Панкхёрст возле Зала Св. Андрея, надеясь схватить её. Сама Панкхёрст проникла через оцепление, предъявив билет и притворившись зрительницей. Члены отряда телохранительниц образовали полукруг вокруг трибуны оратора. Неожиданно появилась Панкхёрст и стала говорить свою речь. Через полминуты полиция попыталась штурмовать сцену. Но они наткнулись на куски колючей проволоки, незаметно спрятанные в букетах цветов. "И завязалась битва 30 суфражисток и 50 полицейских перед четырьмя тысячами зрителей, которая продолжалась несколько минут ",- пишет Тони Волф, автор книги "Суфраджитсу: Амазонки миссис Панкхёрст". В конце концов полиция одолела телохранительниц и арестовала Панкхерст, но неожиданно отчаянное сопротивление, с которым им пришлось столкнуться, показало, что действия телохранительниц были весьма эффективными.