Рылась тут в фотографиях старого Нью-Йорка (одна из моих эстетических слабостей) и наткнулась на серию необыкновенно живых и выразительных фотоснимков нью-йоркских детей, играющих на улицах. Автором их оказалась довольно известная фотограф Марта Купер. Вот она, кстати.
Работает Марта в так называемом жанре живой документалистики. Она не просто о фиксирует объекты и ситуации, но и включает в кадр «подтекст» окружающей обстановки.
У этой дамы необыкновенно насыщенная биография, вместившая в себя и работу в Корпусе мира, и преподавание в таиландской школе, и даже путешествие на мотоцикле из Бангкока в Оксфорд (!).
Родилась она в 1943 г. в американском городе Балтимор. Ее отец был увлеченным фотолюбителем, а потом открыл собственный фотомагазин. Именно с его подачи у Марты появилась первая фотокамера.
«Папа подарил мне мой первый фотоаппарат, Baby Brownie, где-то в 1946-м году, когда я еще была в детском саду. Я помню, как гордо принесла его в сад, а воспитательница пыталась у меня его забрать, потому что не верила, что у такого маленького ребенка может быть такая "сложная в обращении" вещь. По выходным папа брал меня на "фотопрогулки". Некоторые спонсировал Балтиморский клуб фотолюбителей, а иногда мы просто гуляли всей семьей и фотографировали. Когда я осваивала подаренный мне фотоаппарат, папа дарил мне новую, более сложную модель. В семь или восемь лет у меня был Duaflex».
Помимо фотографии, в юности Марта увлеклась антропологией и после окончания колледжа (факультет искусств) работала в антропологическом музее. Потом было волонтерство в Корпусе мира, преподавание английского языка в Таиланде и беспримерное мотопутешествие из Бангкока до Лондона. Достигнув туманного Альбиона, бесшабашная американа задержалась там настолько, чтобы закончить Оксфорд по специальности антропология.
В 1970-е Марта вместе с мужем жила в Токио и именно в те годы подготовила свой первый фотопроект, посвященный японским татуировкам.Надо сказать, что в Японии украшают себя татуировками, как правило, якудза, представители местной мафии, то есть по умолчанию люди, не слишком склонные фотографироваться. Несмотря на это, Марта Купер добилась встречи и разрешения фотографировать очень известного мастера татуировки по имени Хорибуна I.
Вернувшись на родину, Марта стала первой женщиной-фотожурналистом в газете New York Post. Тогда же ее заинтересовали игры детей на улицах неблагополучного района Нижний Ист-Сайд. Тогда же состоялось ее первое знакомство с хип-хопом и граффити - наиболее известными сейчас проявлениями американской культуры улиц. Марта хотела сделать фотоальбом со снимками, запечатлевшими маленьких чумазых нью-йоркцев, с потрясающей живостью и изобретательностью игравшими с картонными коробками, палками и самодельными ходулями. Но тогда эта идея никого из издателей не заинтересовала (то-то они потом кусали локти!). Книга «Уличные игры» все-таки увидела свет, но это произошло спустя более двадцати пяти лет, в 2005-м году. Вот что о ней говорила сама Марта:
«Мне не нравится, что меня знают только как хип-хоп фотографа. Меня привела к хип-хопу та самая съемка детей на улице. Мне нравится думать о себе в более широком смысле, и книга «Уличные игры» - это способ рассказать об этом людям. Возможно, это позволит им взглянуть на хип-хоп изнутри. Моей основной идеей было показать творческое начало у детей, как они делают что-то из ничего - особенно, когда рядом нет родителей. И мне кажется, что эта идея относится и к брейкдансу, и к граффити, и к рэпу. Вся хип-хоп культура, ну, по крайней мере в начале, была основана на творчестве и изобретательности, на том, чтобы сделать что-то из ничего».
Снимая жизнь нью-йорксих улиц, Марта Купер познакомилась с художником граффити Эдвином Серрано (он же Хи Три). Именно он подал ей идею заснимать эти - весьма недолговечные - рисунки на стенах и заборах, среди которых иной раз попадались заслуживавшие названия произведения искусства. Эдвин познакомил Марту с "королем" граффити - художником Донди, который стал для нее настоящим проводником в мир нелегальных городских художников.
«Я изучала искусство и антропологию. Граффити в метро прекрасно сочетало эти два увлечения. Сами работы были по меньшей мере очень фотогеничными, при этом казалось, что мало кто обращает на них внимание. То, что "поймать" поезда с риcунками на пленку было сложно, только добавляло удовольствия от хорошего снимка. Я уверена, что фотограф, занимающийся съемокй дикой природы, чувствуют то же самое».
Вскоре Марта поняла, что ей мало фотографировать рисунки на проезжающих мимо поездах, и она стала выбираться вместе с граффити-райтерами в опасные районы, отстойники и депо. Это было небезопасно, но она была готова пойти на риск ради интересных снимков.
В 1984-м она выпустила в соавторстве с Генри Чалфантом книгу «Искусство подземки», которая принесла ей известность. Когда граффити стало широко признанным искусством, Марта несклько охладела к нему.
Тем не менее она не повесила фотокамеру на гвоздь и сейчас продолжает активно работать над новыми фотопроектами в интересующих ее областях. Ну а я предлагаю посмотреть на уличную жизнь Нью-Йорка и его маленьких горожан через объектив камеры Марты Купер.)
Источники:
http://www.vltramarine.ru/mag/culture/activists/2749http://artifex.ru/