Поучение

May 30, 2012 02:12



Из черновиков Ницше (осень 1887):

a) не следует судить о ценности человека по отдельным его произведениям. Поступки не глубже эпидермы. Нет ничего более редкостного, чем личный поступок. Сословие, чин, раса, окружение, случай-все это гораздо раньше, нежели «личность», выражается в произведении или деле. 
b) не следует даже предполагать, что у многих и многих людей имеется «личность». И тогда получится, что некоторые люди обладают несколькими личностями, а большинство-вообще никакими. Всюду, где преобладают качества посредственности, важные для воспроизведения типа, личность оказалась бы расточительством, роскошью, и тут не было бы никакого смысла стремиться к какой-то «личности». Это <всего-навсего> носильщики, трансмиссионные механизмы. 
c) «личность»-факт относительно изолированный; а в отношении куда как большей важности воспроизводства и <качеств> посредственности-стало быть, чуть ли не что-то противоестественное. Чтобы возникла личность, нужна своевременная изоляция, принуждение к существованию в условиях обороны и нападения, что-то вроде самозаточения, какая-то усиленная герметизация; но главное-гораздо меньшая впечатлительность, чем у среднего человека, человеческие черты которого заносятся в него, точно заразой.

Придай здесь "человеческому" значение "нравственного" - получишь очень точный ответ на вопрос, почему разговоры о "добре" все больше отдают дешевкой.
Previous post Next post
Up