Продолжение. Начало в предыдущих постах..
Сын рава..пошёл к отцу и попросил поехать к тому праведнику. Рав- интеллект человека. Его истинная функция- выстроить систему ценностей, следовать им, найти свой индивидуальный путь в жизни, исправить себя. Т.е интеллект- это рабочий инструмент, данный душе.
Помощь его огромна. Но результаты его использования зависят от того, в чьих руках (голове) он находиться, и что с ним делают.
когда человек рождается, его интеллект не развит. Он развивается постепенно, пока ч. не достигает зрелости. В это время, телесная сторона человека обгоняет в развитии интелектуальную и расставляет человеку ловушки. Мотивация всех поступков ребенка- "я хочу" и "хочу сейчас". Он не в состоянии откладывать исполнение своих желаний, управлять ими, считаться с другими..Лишь с развитием сознания проявляются первые признаки "йецер а-тов". Однако такой путь развития очень мешают приятию и внедрению такого инородного тела, как интеллект, и часто он превращается в орудие, которым властвует и управляет тело. Тогда мы видим взрослого, который на самом деле является ребенком, управляемым своими "я хочу" и "хочу сейчас". Но поскольку он взрослый, его желания излагаются серьёзно и убедительно, как будто речь идёт о вешах действительно нужных и полезных.
Почему, скажем, человек курит? По одной единственной причине- ему хочется. Однако, чтобы избавиться от неприятных мыслей о глупости этого занятия, он изобретает тысячу уважительных причин: душевное состояние, успокоительное действие и т.д. Человек может безумствовать в гневе из за какой нибудь обиды, точно так же, как ребенок, у которого отняли игрушку, но как правило, ответственность за это он возложит на других людей ("как он себя повёл" и т.д).
Подобным образом обманывает ч. себя и своё окружение, растрачивая мощь своего интеллекта на саморекламу, чтобы придать благообразный вид своим некрасивым делам. И нет ничего удивительного в том, что когда душа подает свой голос и просит помощи у разума, то она начинает заранее проигранную игру, т.к её встречает разум, привыкший пребывать в рабстве у тела, вместо того, чтобы руководить им.
И это объясняет продолжение нашей истории:
Отец (разум) в ответ спросил его: почему ты хочешь к нему ехать? Ты ведь превосходишь его в знатности и в знаниях? Оставь это! У разума нет ни малейшего интереса помогать душе. Он не видит ни интереса, ни пользы в духовном поиске. он чувствует себя хорошо и удобно. Будь поверхностно философствующим, как и все! Почему ты не можешь довольствоваться обычной материальной жизнью и познаниями, достаточными для этой жизни? Иди пройди курс в университете, добудь себе почёт и деньги! Так заглушает разум, подкупленный телом, голос души. И поиск заканчивается, не успев начаться.
Подобными речами он (рав) разыбедил сына ехать, и тот вернулся к учёбе..и вновь стал советоваться с теми же людьми. "Я тоже в дестсве занимался поиском истины", говорят многие с усмешкой, считая себя людьми зрелыми, знающими жизнь. Теперь с кем он советуется называются просто "людьми", в них пропал задор молодости, побуждающий ч. к изменению. И если он не успел выяснить для себя самого "для чего я живу?", каковы его истинные ценности, по которым он строит жизнь, ещё до того, как его затянет водоворот жизни, то ему будет очень тяжело заниматься подобными изысканиями в полее позднем восрасте. И это- подлинная трагедия, ибо чем дальше, тем сильнее инерция и привычка будут задерживать всякое духовное продвижение.
И они повторили ему тот же совет- ехать к тому праведнику. Все просто- выйди из своей раковины и начни искать того, кто сможет дать истинные ответы на твои вопросы. (Здесь только очень важно найти того, с кем ты почувствуешь действительное успокоение, когда душа перестанет метаться. Это- правильный наставник).
И сын снова пошел к отцу..И от вновь разубедил его ехать..Сын продолжал чувствовать, что ему явно не достает чего то.. Ощущение нехватки становиться со временем всё острее и острее..Человек все глубже погружается в привычное рутинное существование, а душа его кричит всё громче и громче. Интересно, что современная психология пытается "решить" проблему, навешивая ярлыки: "кризис переходного возраста", "кризис зрелого возраста"...
Он опять отправился к отцу и так горячо его уговаривал, что отцу ничего не оставалось, как поехать с ним. Здесь р. Нахман открывает секрет, если проявить упорство и настойчивость, то даже подкупленный телом разум не сможет противостоять стремлению души достичь истины.
Сказал отец: "Смотри я еду вместе с тобой и покажу, что нет в этом праведнике ничеко особенного!" Полный абсурд! Интеллект "разрешает" человеку искать истину, чтобы тот убедился, что её нет! В такой ситуаци ч. оправляется не на поиск истины, а чтобы успокоить свою совесть, чтобы затем иметь полное раво размахивать знаменем "Я уже искал и всё знаю" или "Слышал я этих религиозных"...
Запрягли они лошадей в телегу и поехали. На языке кабалистических понятий жизнь человека, его тело, силы и способности,- все они подобны колеснице, мчащейся к своей невидимой цели. И главный вопрос- кто же правит ею- ецер тов или ецер ра? Если первый- то человек стремится к духовному развитию, добру и совершенству. Если второй, то вся жизнь человека будет направлена на удовлетворение минутных желаний и прихотей и приводит к духовной смерти.
Чтобы начать духовный поиск, ч. обязан встать и поехать. Нт никакой возможности сделать это сидя в мягком кресле, с чашкой кофе в руках. Для эого нужно запрячь себя, т.е наложть на себя ограничения и запреты. На иврите "запрячь", "запрещать" и "завязывать"- однокоренные слова. Так же и обратные им- "распрягать", "разрешать" и "развязывать"-להתיר. Сегодняшний мир проптан вседозволенностью. Казалось бы, что в этом плохого? Всё можно! В чем же смысл слова "можно", означающего так же развязано- мутар? Если развязать, например, все узлы корзины, то она пресращается в груду соломы, на могущей принять в себя хоть какое-нибудь содержимое. Так же и с человеком. Нет сосуда, который мог бы оспринять и сохранить в себе цености. Все, то нам видится запретным и тяжёлым, по сути- создание стенок сосуда и делает возможным построить себя и воплотить свою истиную сущности в жизнь.
Сказал отец: "Пусть будет нам знак: есл в дороге все будет впорядке, то и поездка наша- по воле Небес. Если нет..то.." Могие люди изобретают себе подобные "знаки" и нередко к ним прибегают, даже огда речь идет о жизненно важных вещах. Что говорит себе человек, делающий подобный выбор? " Я ищу свою дорогу. Если все пойдет гладко- признак, что она верна. Если будут трудности- верный знак, что этот путь не для меня". Есть логика? Наоборот, верно обратное! Гладкий, без трудностей, путь должен пробудить подозрение! Если ч. проснётся утром и увидит перед окнами многоэтажное здание, он решит, сто это иллюзия. Если строительство шло у него на глазах шаг за шагом, а протяжении многих месяцев, то ясно, что никакой иллюзии нет. Таким же должно быть и наше отношение к духовному строительствц. Волшебные рецепты решения пробле за одну ночь- это очевидная ложь. Только медленное основательное продвижение по улучшению собственных качеств способно изменить душу человека и превратить её в величественную духовную обитель.
Современный человек ищет легких решений, не требующих от него ни каких-либо усилий, ни каких-то изменений в своей жизни. Странно, не правда?
Продолжение следует..