Думая над тем, что сейчас происходит в белорусско-российских отношениях, невольно приходишь к выводу, что точкой невозврата для них был 2014 год. Майдан, Крым, горящий Донбасс и конфликт внутри триединого народа.
2014 был, конечно, годом надежд. Надежд на триумф Русского мира, на возвращение былого величия, надежд на восстановление нагло попранной в Вискулях исторической справедливости. Казалось вот он шанс! Крым вернулся в родную гавань, Украина готова была треснуть по шву и стать новым федеральным округом. Народ был воодушевлён и в экстазе имперского наслаждения на некоторое время забыл о трудностях, мечтал о новых подвигах и свершениях.
[Spoiler (click to open)]В соседних с Россией странах, в том числе и Беларуси, бурные события Русской весны вызвали подъём пророссийских настроений, ностальгию по общему государству братских народов. В умах возникали фантастические картины конфедерации Великой, Малой и Белой Руси, укрепление властной вертикали, мобилизационная экономика и мощный смертельный удар по либерально-космолитической клике.
Но прошло время.
Русская весна длилась недолго. Начавшись в Крыму, она превратилась в Русскую распутицу на Донбассе с грязью, кровью, трупами героев и простых жителей, с разрушенными домами нищетой и истрёпанным знаменем Ново и Малороссии.
Конечно, мутным дельцам до сих пор удаётся удачно использовать данный серый хаб для своих незаконных экономических схем, вот только к идее великого Русского мира это уже не имеет никакого отношения.
Украина же наскоро стянула страну русофобскими нитями и вопреки каждодневной пропаганде российских СМИ не развалилась и не аннигилировала, а продолжила жить в своём привычном режиме политического и экономического хаоса с чуть немного изменёнными персонажами. Единственное, что изменилось радикально это отношение к России. С каждым годом оно становится всё более враждебным. Это вполне объяснимо. Главную роль здесь играет даже не оголтелая антироссийская пропаганда, а ощущение пустоты и предательства после провала Ново и Малороссии. Оставшиеся на Украине пророссийски настроенные граждане с каждым годом всё больше видят в Путине не собирателя земель Русских, а обычного капиталистического хищника, который смог отхватить кусок от ослабевшей жертвы. Розовые очки также тускнеют и в Беларуси.
Но, все-таки основные события повлиявшие на пророссийские настроения в постсоветских странах естественно произошли в самой России. Вскоре после Крыма, Россия столкнулась с серьёзными последствиями своих действий. По сути начался новый этап "холодной войны". Вопреки крикливым возгласам холуйских политиков санкционное давление на Россию не только не ослабело, но и крепнет день ото дня. Санкции как рентгеновский луч просветили насквозь и сделали видимыми все проблемы российской модели периферийного капитализма. Импортозамещение во многом оказалось блефом, рост сельского хозяйства обусловлен фантастическими приписками, а самая бурно развивающаяся область экономики - банковский сектор, бодро выкачивающий деньги на ненавистный Запад. Само собой, что рост экономики в таких условиях почти прекратился, а в бюджете быстро образовались зияющие дыры. Ситуация стала настолько критической, что сразу после выборов народ пришлось "резать по живому". Пенсионная реформа, повышение НДС, налог на самозанятых - все прелести новой идеологии "ЛЮДИ - НОВАЯ НЕФТЬ!" россияне быстро прочувствовали на своей шкуре.
Санкционное давление, новая "холодная война" и экономические беды привели к небывалому до этого отдалению власти от народа. Оказалось, что огромное число "пламенных патриотов" России брызгающих слюной ненависти в отношении Запада почему то имеют гражданство, имущество и детей там же. На фоне нищающего народа ещё ужасней стали выглядеть несметные наворованные богатства либерально-компадорской элиты. Ещё более вычурно проступила глупость власть имущих, наглость и презрение к своему народу.
Вопреки здравой логике усилилась антисоветчина во власти. Из тухлой пучины всплыли Ельцин-центры, памятники Солженицыну, стены скорби, начались стенания по "святым девяностым".
Вот такой информационный фон и сопровождал годы после Крыма. Соответственно менялось и отношение к России среди постсоветских стран, в том числе и в Беларуси. Эйфория прошла, надежды рухнули. Суровая реальность показала, что современная Россия руководствуется в действиях простыми принципами капиталистического империализма. Никаких СССР 2.0, никаких братских народов. Только прибыль и обогащение элит. Все остальное для российской власти вторично, в том числе и свой народ. Имидж России кардинально изменился от собирательницы земель русских до капиталистического хищника.
В связи с экономическими проблемами также резко потерял привлекательность жизненный уровень российского населения. Дошло до того, что реальные зарплаты в сырьевой сверхдержаве и в бедной Беларуси сравнялись в 2018 году.
И вот в декабре 2018 года Кремль делает Лукашенко предложение от которого невозможно не отказаться. В условиях серьезных экономических и политических трудностей в России, Кремль предлагает резко интенсифицировать построение Союзного государства. Чтобы Лукашенко и белорусы думали шустрей и в нужном направлении всё это увязали с налоговым манёвром, сулящим белорусской экономике серьёзные потери. Вопрос поставлен по братски цинично: или сдаёте независимость или мы вас тихо задушим экономической удавкой.
Вполне возможно, что такой напор сразу после КрымНаш мог и привести к успеху. Уж очень много в тот момент было иллюзий у белорусов. Сейчас же общество и элита имеют по данному вопросу железобетонное согласие: Независимость бесценна. Даже в далёких от геополитических баталий кругах простых белорусов присутствует понимание, что любая 'глубокая' интеграция с Россией обернётся для Синеокой экономической катастрофой и полным разрушением социальных гарантий. Лучшие прибыльные предприятия (не больше пары десятков) приберёт себе хищный российский капитал. Большинство же предприятий пойдёт под нож или в результате конкуренции "по русски" перестанут существовать. Море безработного народа пополнит ряды дворников, маршрутчиков и таксистов в Москве. Льготы, социальные гарантии, адресная поддержка, бесплатная медицина, надёжные и недорогие ЖКХ, жёсткое но справедливое государственное управление... Всё, что сейчас иронично называется "белорусским социализмом" будет казаться нереальным сном.
Парадоксально, но в с трудом сводящей концы с концами Беларуси даже пенсионный возраст лучше Российского: 58 и 63.
Белорусская же территория превратится в одну большую военную базу и постоянный источник опасности для Евросоюза. Всё это повысит и так без того высокий градус геополитического напряжения в регионе. Международная изоляция и санкции в отношении России стремительно ужесточатся. Само собой это вызовет новый виток социально-экономической деградации, но в Беларуси к тому моменту возможно деградировать уже будет нечему.
Благодаря восточному соседу белорусское общество впервые за долгое время почувствовало себя единым. И оппозиция и группа Макея и силовики Вакульчика с Шуневичем, все вдруг почувствовали, что страна у них одна. Европейски ориентированная молодёжь и ностальгирующее по советским временам зрелое поколение вдруг нашли массу точек соприкосновения, а разногласия ушли в тень. Все поняли, что только оставаясь самостоятельными можно иметь массу вариантов к действиям и уйму решений. Главное - свобода выбора. Лишиться её очень просто. Нужно лишь поддаться панике и руководствоваться сиюминутной выгодой. А вот сохранить её нужно недюжинное хладнокровие и рассудительность, умение стратегически мыслить, умение выстраивать отношения со всеми и договариваться.
На счастье белорусов у Лукашенко все эти качества имеются. Даже в оппозиционных публикациях критика Лукашенко значительно стихла. В столь критической для белорусской независимости ситуации им просто нечего предложить народу и они молчаливо понимают, что кроме Президента, никто этот крутой поворот в судьбе белорусской государственности не пройдёт.
Понятно, что давление будет нарастать. Последуют молочные, мясные и нефтяные претензии, Беларуси предстоит пройти тяжёлые испытания, но безнадёжной ситуацию назвать нельзя. Трудности будут способствовать ускорению реформ, диверсификации экспорта, выстраиванию более тесных связей с Евросоюзом. Я думаю, в глубине души каждый россиянин знает, что Беларусь не хотела и не хочет становиться на путь ведущий от России, но если так захочет Россия, белорусы имеют решимость не пасть на колени и достойно его пройти.
Остаётся сказать, что несмотря на иллюзию предрешённости, Беларусь и Россия никогда не находились так далеко от интеграции как сейчас. Слишком разными мы стали за последнее время. Россия всё больше ушла на курс агрессивного капитализма, Беларусь же всё больше стала присматриваться к социально ориентированным развитым странам. Россия всё больше становиться государством для элиты, Беларусь прилагает и будет прилагать всё больше усилий чтобы стать государством для народа.