В статье, посвященной моей первой ракете
Ньютон-1 я обещал рассказать про конструкцию тягоизмерительного стенда. Статья про него откроет новую серию про лабораторию ракетчика-любителя.
Любой двигатель после проектирования и изготовления необходимо испытать и без стенда тут не обойтись. Итак, тягоизмерительный стенд. Пафосно звучит, не правда ли? Красиво звучит. Не буду скрывать, лично мне нравится, как это звучит. Тем забавнее, что под этим красивым названием может скрываться простейшая конструкция, собранная из хлама и палок за полчаса :)
На самом деле ничего сложного в любительской конструкции стенда быть и не должно: все, что нам нужно - это получить график зависимости тяги двигателя от времени его работы. Для этого надо соединить двигатель с динамометром, в роли которого прекрасно годятся кухонные весы, и снимать показания с его шкалы на обычную цифромыльницу.
Устройство моего стенда вполне понятно из заглавной фотографии и из этой:
Но на всякий случай вот схема (кликабельно):
Поскольку двигатель своей тягой давит на середину рычага, показания динамометра нужно умножать на два.
Итак, устанавливаем на стенд двигатель, а перед стендом фотоаппарат в режиме видеосъемки:
Отходим подальше и запускаем двигатель:
Click to view
Двигатель после испытания:
Вот, как выглядят показания стенда:
Click to view
Теперь надо их обработать. Для этого смотрим видео покадрово и выписываем вручную показания динамометра и соответствующие им моменты времени работы двигателя.
Для удобства существует программа ALTIMMEX-SP2, написанная одним ракетчиком и доступная на его
сайте. Она и все необходимые вычисления выполнит, так что легко и быстро мы получаем не только график работы двигателя, но и все его параметры, по которым можно сравнивать его с другими двигателями:
Как видите, ничего сложного. Конечно, все данные получаются весьма приблизительные, но для любительских целей большей точности не требуется.
В следующем посте этой серии я расскажу о том, как я, пользуясь показаниями этого стенда, разбирал произошедшую во время испытаний одного из двигателей аварию:
Click to view