Интересные воспоминания в свете современных российско-украинских отношений.
Остальные фотографии здесь:
http://pics.livejournal.com/megamashina/gallery/00067f6c Перепинимо шлях фашистським недобиткам!
Проблема национализма на Украине сегодня как никогда остра. «Несостоявшееся государство» (в терминах госдепа США), арена геополитических разборок за ослабление России, территория европейской части СССР, наиболее пострадавшая от распада Советского Союза - все это можно сказать о нынешней Республике Украина.
Наверное, от всего этого часть украинской буржуазии и властной элиты вынуждены обращаться к прошлому иногда очень сомнительному опыту украинской независимости. Одним из таких эпизодов, является деятельность Украинской повстанческой армии (УПА), которая в годы Второй мировой войны была частым союзником Гитлеровской гер-мании в борьбе против СССР и населения Польши.
И вот снова наступил октябрь, оранжевые правители государства Украинского решили сделать жителям Киева «праздник» по случаю 65 годовщины создания УПА. Для этой цели в воскресенье, 14-го октября, свезли со всей Украины около двух тысяч поклонников ОУН (Организации украинских националистов, прародителя УПА), которые должны были пройтись праздничным шествием по улицам Киева. Чем кончаются подобные «шествия» известно по 2005 году, тогда в результате парада «бендеровцев» увечья получили 35 человек.
Украинские антифашистские движения, в том числе комсомол ЛКСМУ, ежегодно стараются блокировать подобные шествия, и нынешний год не стал исключением. На призыв товарищей с Украины в частном порядке откликнулись и российские комсомольцы: Андрей Бурков (СКМ Москва) и Евгений Гайворонский (СКМ Брянск).
Поездка началась в пятницу, 12 октября. В субботу мы приехали в Киев и уже на вокзале встретились с украинским товарищем Виталием Пилипенко (ЛКСМУ Киев). К двенадцати дня импровизированная экскурсия по городу окончилась, и мы решили заглянуть в здание ЦК Компартии Украины, где находился секретарь Черниговского обкома ЛКСМУ Эдуард Шуман, с которым мы предварительно созвонились.
Между нами завязался разговор о проблемах молодежного левого движения в Рос-сии и Украине. Впервые всплыла проблема завтрашнего марша УПА; дело в том, что один из черниговских комсомольцев, Владислав Логвинов, недавно подвергся нападению пред-положительно со стороны националистов, в результате чего получил проникающее ноже-вое ранение в спину. Владислава удалось спасти, но нападение поставило вопросы: как найти его организаторов, можно ли организованно привозить Черниговских комсомольцев, многим из которых нет и 20-ти, в Киев, если завтра на марше УПА может повториться поножовщина?
В субботу в ЦК КПУ проходил пленум ЦК КПУ, так что удалось переговорить и с представителями руководства компартии Украины. Оставшуюся часть дня мы были предоставлены самим себе, и бродили по Киеву. Бросались в глаза стоимость проезда в транспорте и в метро, стоимость продуктов; стоимость метро и троллейбусов переводя на наши деньги - два с половиной рубля, маршрутки - семь с половиной - дешевле, чем Брянске, про Москву - вообще не вспоминаем…
Вечером нас тепло встретили украинские товарищи из Соломенского районного комитета КПУ (Александр Горелик Николай Трипун и др.), они разместили нас на ночлег в их райкоме.
Воскресенье началось с антифашистских пикетов на улицах прилегающих к Крещатику, чтобы преградить путь фашистам на главную улицу Киева. Главный пикет разместился у памятника Ленину. Среди участников были представители: КПУ, ЛКСМУ, Украинского АКМ, «антифа». На пикетах присутствовало всё руководство ЛКСМУ, во главе с первым секретарем Евгением Царьковым.
Поначалу все было спокойно. Впервые ОМОН появился на митинге прогрессивных социалистов - «ветренковцев», которые протестовали против марша УПА на Крещатике. Признаться, не было понятно, из-за чего в рядах Ветренко возникли волнения, но вся эта суета стала походить на массовые беспорядки…
К полудню все успокоилось, мы даже успели сходить пообедать, как вдруг напротив основного пикета появились колонны «бендеровцев». Надо отдать должное, милиция сработала четко, иначе бы столкновений вряд ли удалось избежать. Комсомольцы и «антифа» из нашего пикета бросились к кордонам милиции в желании подразнить членов марша УПА («бендеровцы» в несколько раз превосходили нас по численности). Словесная перепалка через кордоны ОМОНа продолжалась несколько минут. Далее, сообразив, что шествие националистов может зайти на Крещатик с другой стороны, толпа антифашистов двинулась назад, чтобы блокировать «бендеровцев» уже на самом Крещатике. За ними бросились кордоны ОМОНа, но вопреки российской практике, не для того чтобы «догнать и добить», а чтобы успеть разделить стороны на новом месте. Успели. Через пять минут все начало стихать, казалось противостояние пошло на убыль.
Вдруг, рядом с памятником Ленину, в образовавшейся пробке появилась легковая машина с символикой УПА. Она подействовала на комсомольцев как красная тряпка на быка. Машину чуть не перевернули, «спасла» положение только прибывшая милиция.
После этого охранников правопорядка прибавилось, и все снова начало успокаиваться. Но националисты и не думали сдаваться. Они попытались проникнуть к нам, через подземный переход, который соединяет площадь и аллею у памятника с другой стороной Крещатика, однако силы «бендеровцев» были малы и им пришлось ретироваться, оставив свой флаг, который был сожжен на месте украинскими комсомольцами.
Дальше бендеровцы поступили умнее, они расположились, развернув свой флаг, между окруженными кордонами милиции комсомольцами и «ветренковцами». Видя, что их окружил ОМОН, они чувствовали себя в относительной безопасности. Но антифашистские силы добрались и сюда. В завязавшейся драке, которую спровоцировали опять же поклонники УПА, бендеровский пикет был свернут, подоспевшим ОМОНом. Во время задержания «под раздачу» попали и наши товарищи; несколько украинских комсомольцев были также задержаны.
Под вечер все успокоилось: «западэнцы» пошли к Ющенко на прием (спиртного??) по случаю «праздничной» даты - 65 годовщиной «створення Украïнськоï повстанськоï армiï» (а по-русски можно сказать: дивизии Waffen-SS «Галитчина»). Ряды антифашистов стали тоже редеть, к шести вечера пикеты завершились.
К концу пикета к нашей компании подошел пожилой испанец - гость украинской столицы. Найдя общий язык, мы разговорились на тему произошедших событий, помогла в этом молодая киевская коммунистка Оксана Сницаренко, хорошо знающая английский. И хотя наш испанский друг и оказался либералом, мы порадовались за то, что среди думающих людей Европы остались еще те, кто понимает важность недопущения возрождения фашизма. Той идеологии, которую некоторые безответственные политики хотят насадить в качестве государственной на Украине. К чему это может привести в будущем мы знаем, а поэтому необходимо бороться уже сейчас. Так как борются наши украинские товарищи.
Евгений Гайворонский