Узбекистан после Каримова: «Прокитайский тренд будет продолжен»

Sep 03, 2016 17:44

Мое скромное мнение по ситуации в Узбекистане. Я решил не давать комментариев, пока не было официального сообщения о кончине. Ну а теперь это будет корректно

Политолог Марат Шибутов вспоминает, каким принял и каким оставил Узбекистан его первый президент Ислам Каримов, а также размышляет, куда и как теперь пойдет страна

ИА REGNUM: Марат, с чем принял и с чем оставил Узбекистан Каримов? Какие риски были у Узбекистана вначале? Как их преодолевали?

Если вспомнить 90-е годы, то перед Узбекистаном стояли как потенциальные риски, так и реальные и очень большие проблемы.

В международной политике:

- война в Таджикистане с 1992 года по 1997 год;

- война в Афганистане;

- крайне запутанная и сложная проблема границ в Ферганской долине.

Во внутренней политике:

- рост числа исламских радикалов, прежде всего в Ферганской долине;

- скрытый сепаратизм в Каракалпакстане;

- проблема связей уйгуров в Узбекистане и в СУАР КНР;

- претензии таджиков на Бухару и Самарканд.

В экономике:

- перекос в сельском хозяйстве в производство хлопка;

- малое количество предприятий полного цикла производства;

- нехватка ГСМ и еще ряда стратегических товаров;

- транспортный тупик, в котором находилась страна;

- транспортные разрывы внутри страны - к примеру, в Ферганскую долину по железной дороге можно было ездить только через таджикский Худжанд.

В обществе:

- возможная исламизация;

- очень высокая рождаемость.

Разными способами, но со всеми этими проблемами Узбекистан справился. И сейчас, на мой взгляд, проблем у страны намного меньше. В целом, эти методы можно охарактеризовать как «безопасность выше политики и экономики», и это было сделано. Получилась довольно закрытая, с очень высокой долей государства экономика, с жесткой политической системой и большими ограничениями для граждан и их политических свобод, однако обеспечившая стабильную жизнь и победу над основными противниками.

При этом я лично могу отметить, что, начиная с 2012 года, государство в Узбекистане все больше разворачивалось к народу. Отмечу следующие шаги:

- создание единого портала государственных услуг;

- создание портала открытых данных;

- разработка закона об электронном правительстве;

- программа локализации производства готовой продукции;

- наращивание поддержки малого бизнеса через льготное кредитование;

- программа по строительству индивидуального жилья;

- программа по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости.

Худо-бедно, это помогает населению и обеспечивает более высокий уровень жизни. В сочетании с девальвацией российского рубля, это помогло сократить трудовую миграцию вне страны.

ИА REGNUM: В чем отличия или признаки политического стиля Узбекистана, о наличии которого говорят эксперты? Есть ли в этом заслуга Каримова?

Стиль довольно простой - кадровая стабильность, упор на сокращение дистанции между руководителем и ответственным работником, что особенно видно по структуре аппарата президента, личная ответственность, жесткое наказание в случае неисполнения поручения, минимальная публичность, консерватизм, упор на планирование и постепенное выполнение задачи. Главный приоритет - безопасность и отсутствие рисков.

На мой взгляд, тут очень большой вклад лично Ислама Каримова - дело в том, что это несколько отличается от того, что было в Узбекистане в советское время, и больше похоже на его личные качества.

Средняя Азия, личное, политика

Previous post Next post
Up