Комментарии дали я и Рахим Ошакбаев. Рахим Ошакбаев комментировал отраслевую часть договора, а я общую.
"Союзный договор"
Недавно был опубликован проект договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Понятно, что анализ такого документа - удел, прежде всего, профессиональных экспертов. Мы обратились к одному из них, попросив его ответить на ряд вопросов, которые больше всего волнуют наше общество. Это первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты (НПП) Рахим Ошакбаев.
- По логике, любой интеграционный договор строится на принципах компромиссов. С этой точки зрения есть ли в проекте договора об ЕАЭС положения, которые не совсем устраивают Казахстан или не отвечают его интересам?
- Во-первых, следует отметить, что правительство РК предоставило казахстанскому бизнес-сообществу полную возможность участвовать в переговорном процессе, да и в целом в выработке позиции Казахстана по различным разделам договора. С ноября прошлого года в Национальную палату поступали текущие редакции текста договора, которые мы сразу публиковали на сайте для обеспечения максимальной вовлеченности бизнеса. Всего было размещено шесть редакций. Сейчас на нашем сайте palata.kz вы сможете скачать последнюю актуальную версию документа, которая, как предполагается, пойдет на подписание глав государств 29 мая. Мой комментарий пошел в сокращенном виде, поэтому ниже выложу полную его версию
- По логике, любой интеграционный договор строится на принципах компромиссов. С этой точки зрения, есть ли в проекте договора об ЕАЭС положения, которые не совсем устраивают Казахстан или не отвечают его интересам?
- Вы можете показать эволюцию проект договора об ЕАЭС? Что в нем было первоначально и что сохранилось в окончательной версии?
Я бы сказал, что оба эти вопроса можно объединить в один и проанализировать как изменился договор. Сам договор очень большой и затрагивает кучу разных сфер, поэтому я буду говорить о принципиальных разногласиях в общих положения о ЕЭС, которые вызвали неодобрение Казахстана.
Принципиальные расхождения были у Казахстана с Россией по следующим статьям (нумерация из первоначального договора):
Статья 5 Разграничение компетенции между Союзом и государствами-членами
Статья 6 Осуществление Союзом международной деятельности
Статья 8 Международные договоры с третьей стороной
Статья 10 Органы Союза
Основная проблема в этих статьях - они опережают общий уровень интеграции. Надо пояснить про уровни интеграции. Сейчас их несколько (нумерация по мере сложности):
Преференциальная зона - это объединение стран, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. Это различные соглашения об избежание двойного налогообложения и льготной торговле между Казахстаном и какой-нибудь другой страной.
Зона свободной торговли - тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это зона свободной торговли СНГ, в которую входят страны СНГ.
Таможенный союз - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Это Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси.
Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка. Это Единое экономическое пространство Казахстана, России и Беларуси
Экономический союз - это форма интеграции, включающая в себя особенности таможенного союза и общего рынка, а также добавляющая к ним соглашения о гармонизации фискальной и монетарной политики. Это Евразийский экономический союз, который будет создан 29 мая.
Экономический и валютный союз - эта форма интеграции, включающая в себя особенности экономического союза и дополнительно к ним наднациональные органы управления и проведение единой макроэкономической политики, а также общую валюту. Ближайший аналог этому - Европейский союз.
Так вот, часть прописанного в данных статьях имело больше функции экономического и валютного союза, чем просто экономического союза, то есть полномочия наднациональных органов в первоначальном договоре были слишком велики, что и было поправлено. Теперь они работают только в компетенции, предоставляемой им Договором и Высшим советом, а собственной инициативы лишаются. Отменено создание Межпарламентской ассамблеи как представительного органа ЕЭС. Учтено то, что надо соответствовать нормам и правилам ВТО, а также продекларировано, что после переходного периода изъятий не останется (это болезненная тема для Казахстана, так как наши алкоголь и сигареты до сих пор не могут нормально зайти на рынок России).
В целом, как я могу судить, примерно 80% первоначального договора было переписано и изменено - он стал закономерным продолжением соглашений ЕЭП (общий рынок товаров, инвестиций и рабочей силы), а не попыткой скопировать Евросоюз, что, безусловно, на пользу Казахстану. В принципе, окончательная версия договора устраивает в целом Казахстан.
- Предусмотрен ли в проекте договора механизм выхода из него государств-участников? Если да, то каков он? Если нет, то почему?
Механизм выхода всегда был предусмотрен и в первоначальном договоре и в окончательном. Причем он довольно простой. Приведу его текст полностью. Практически надо просто послать письмо и урегулировать вопрос с разными выплатами внутри Союза и больше ничего.
Статья 118
Выход из Договора
1. Любое государство-член вправе выйти из настоящего Договора, направив депозитарию настоящего Договора по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из настоящего Договора. Действие настоящего Договора в отношении этого государства прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения депозитарием настоящего Договора такого уведомления.
2. Государство-член, уведомившее в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи о своем намерении выйти из настоящего Договора, обязано урегулировать финансовые обязательства, возникшие в связи с его участием в настоящем Договоре. Данное обязательство остается в силе, несмотря на выход государства из настоящего Договора, вплоть до полного его выполнения.
3. На основе уведомления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, Высший совет принимает решение о начале процесса урегулирования обязательств, возникших в связи с участием государства-члена в настоящем Договоре.
4. Выход из настоящего Договора автоматически влечет прекращение членства в Союзе и выход из международных договоров в рамках Союза.
Почему надо это читать?
1. В российской и белорусской прессе вообще нет данных о договоре, несмотря на то что это глобальное событие
2. Только бизнесмены Казахстана принимали участие в работе над договором, бизнесмены других стран не принимали. Так что бизнес в ЕЭС будет в основном строиться по казахстанским правилам.