честно говоря, я никогда не смеялась на выставках. мне это казалось откровенно неприличным.
потому что дед - художник.
потому что сама в какой-то мере тоже - знаю, какой это труд.
потому что с детства в музеях бывала чуть ли каждые выходные, а засыпала, глядя не на мишек, рассыпанных по обоям, а на акварели с видами Праги.
потому считаю возможным рассуждать об искусстве, иметь определённое о нём мнение и с иронией относиться к репликам вроде: "ха, да я тоже так могу", - и говорить про себя: "можете, но сделали. и не сделали бы - и в голову не пришло бы".
но сегодня впервые и, пожалуй, неожиданно для себя самой я засмеялась. не потому, что я так могу.
а потому, что не могу. потому, что не считаю возможным называть это искусством.
не всё, конечно. (я не хочу и всё же не вправе выносить столь суровый приговор. да и вообще какой-либо приговор).
не всё, но пугающе многое.
и то ли 2007 год выдался совсем уж неудачным для питерских художников, то ли лампы в манеже светят неправильно, то ли стены слишком настойчивы в предложении вернуться назад лет на 15-20, но выставка "Петербург-2007" выглядит как, скажем, "Петербург-1990" (или, простите, тогда ещё - Ленинград).
словом, так, как будто всё уже вроде бы можно (и какого-нибудь, например, Такеши Китано изобразить, и пивную банку на холст приклеить), но никто ещё толком не знает как.
а знаете, за 17 полных лет можно было бы и узнать. в конце концов, в школьники в 16-17 лет выпускные экзамены сдают, а российское искусство всё уверяет, что много проболело.
в рамках "Петербурга", правда, ещё проходит "Молодая российская фотография" - зрелище более приятное и многообещающее, хотя и довольно предсказуемое: зомбированные "афишой" мальчики и девочки с особым интересом рассматиривают фотографии Даши Ястребовой и Лены Насибулиной (впрочем, Лены Насибулиной - в меньшей степени - "афиша" не успела её разрекламировать)*, посетители постарше подолгу простаивают у серии Петра Титаренко "Мужчины, которые счастливы".
я задержалась у портрета Мамонова того же Титаренко и среднеформатных портретов Кирилла Арсеньева (у простых, но глубоких и внутренне - дело не только в цвете - тёплых портретов, какие мне в последнее время больше всего нравятся).
*(это только мнение, и я сама читаю журнал "афиша", но это только журнал - средство получения информации - не классика литературы, которую стоит разбирать на цитаты).
кроме вышеупомянутых есть и другие, так или иначе знакомые по проекту "Имя собственное": прекрасные или сомнительно прекрасные. сомнительные - только для меня и в силу моих субъективных пристрастий в фотографии и, пожалуй, в людях (про каждого фотографа подробно написано на стендах).
наверно, это всё про "Петербург-2007".
что осталась после выставки? запись в молескине из разговора двух, очевидно, художников:
- Вот скажи мне, пожалуйста, кому это надо? тебе это надо?
- ...
и одна мысль: "наверно, хорошо, что мой Петербург-2007 был другим".
теперь, всё. заканчиваю свою импровизированную рецензию)
после выставки мне захотелось чего-то хорошего, тёплого и вкусного.
кафе Буше. Вика
from_xomyak. и тёплое вкусное, конечно)