Время: февраль 2012 г.
Автомобиль: Mitsubishi Lancer X 1.5 MT
Mitsubishi Lancer X
Итак, сегодня я опишу альтернативный маршрут проезда от Архангельска до Ухты или Сыктывкара - через Карпогоры (Пинежский р-он), Благоево (Коми), Усогорск, Айкино.
В Архангельске заправляемся. Далее будут заправки, по ходу рассказа я о них упомяну.
Выдвигаемся из Архангельска в сторону Варавино и Малых Корел. Едем всё время по главной дороге, никуда не сворачиваем. В Малых Корелах обязательно посетите музей деревянного зодчества, если не были. Очень интересно!
Где-то на 73-м километре будет первая развилка Белогорский - Кеницы, поворачиваем налево, в сторону Белогорского.
Далее, на 108-м километре будет большая развилка, вроде без указателей, нужно повернуть направо (прямо будет в Белогорский), дорога практически развернется, и выйдет к переезду через железную дорогу.
Железнодорожный переезд
Здесь асфальт заканчивается, начинаются грунтовки.
Недалеко после переезда выедем к Нижней Паленьге и на берег реки Пинеги. Там нас ждет зимой ледовая переправа (даже две: для тяжелых машин платная, по понтонам, и для легковых - открытая, по льду), а летом - паром.
Ледовая переправа через р. Пинега
Ледовая переправа через р. Пинега
После переправы - деревня Верхняя Паленьга.
Продолжаем путь по самой широкой улице.
Верхняя Паленьга
Дальше нас ждет красивая лесная дорога.
Слева будет идти железная дорога до Карпогор.
В юности я очень часто ездил на поезде по этой дороге домой, к родителям, и даже думать не мог, что когда-нибудь поеду по вот той дороге, что в окне, на своей машине.
Где-то на 140-м километре будем проезжать поселок Светлый, опять по главной улице и указателям, выедем на шлагбаум.
Через него пропускают без проблем и бесплатно, шлагбаум стоит для лесовозов.
Дальше едем аккуратней, дорога - довольно разбитая лежневка, навстречу едут груженые лесовозы с необрезанными хлыстами, дорога узкая, разъехаться можно только на специальных разъездах.
Нужные своротки помечены указателями.
Примерно на 232-м километре проезжаем деревню Земцово, после нее будет развилка Карпогоры - Русковера:
Нам - налево, но зимой есть альтернативный путь через Русковеру. Он короче на 5 км, но дорога сложнее, и заплутать проще. Поэтому его описывать не буду, хотя трек прилагаю на всякий случай - вдруг кому надо на левобережье Пинеги.
На этой развилке (прямо) есть заправка. 95-го бензина там вроде нет.
Итак, едем дальше.
Следующая развилка - Таёжный - Карпогоры. Нам направо.
Таёжный - Карпогоры
Проезжаем через поселок Ясный (ориентируйтесь по треку) к реке Пинеге, тут нас ждет вторая переправа.
После переправы выезжаем на трассу, налево - в пос. Пинега и Лешуконье, направо - в Карпогоры и пинежское Верховье.
Перед Карпогорами аж три заправки, Роснефть (есть 95-й), аэропортовская, и еще какая-то.
Рекомендую заправиться, потом заправок не будет долго.
В Карпогорах всё время едем по главной дороге (по знакам). Осторожно, там любят дежурить гаишники!
Проезжаем, и дальше - по трассе, никуда не сворачиваем.
Вот такая есть река... Стали бы из нее пить?
р. М.Оча
Справедливости ради, есть и такая:
р. Б.Оча
Едем через все пинежские деревни, мимо будем проезжать Верколу - родину великого русского советского писателя Фёдора Абрамова. Ради интереса можно заехать и посетить музей.
После Нюхчи и Занюхчи дорога превращается вот в такую сказку:
Встретится вот такая развилка, нам - направо:
Лес всё дремучее, дорога - всё экстремальнее:
На границе с Коми:
Доезжаем до Благоево, проезжаем мимо.
Затем доезжаем до Усогорска.
Там нам надо повернуть направо, на Междуреченск и Айкино, но если проехать чуть вперед, будет лукойловкая заправка и пост ДПС. 95-го бензина там нет (по крайней мере, в феврале 2012 не было).
Здесь внимательнее, навигатор может вас запутать и увести в сторону Кослана и Буткана. Туда ехать не надо! Нужно свернуть перед заправкой направо!
А дальше - по указателям. Ориентируемся на Айкино.
Дорога будет разная: от широкой бетонки до узких лежнёвок.
Надо отдать должное, дороги там строятся.
Участок от Вожского (зона) до Микуни:
Дальше - асфальт:
Скорость! Я - скорость! (с) Тачки :)
Выезжаем в Айкино, там налево на Вогваздино (или направо - в Коряжму и Котлас), а в Вогваздино кольцевой перекресток - дальше, куда вам надо: на Ухту и Нарьян-Мар, или Сыктывкар и Киров.
Некоторая статистика и итоги поездки:
Если ехать через Карпогоры, то:
Расстояние Архангельск - Вогваздино - 750 км, время в пути составило 10 часов 05 минут (чистое время без остановок и плутаний, и ехал я неоправданно быстро).
Расстояние Архангельск - Ухта - 1000 км, время в пути составило 13 часов (чистое время без остановок).
Если ехать через Котлас, Визингу, Сыктывкар, то:
Расстояние Архангельск - Вогваздино - 1000 км, время в пути 11:30 - 12:20 (прогноз навигатора, а он точен до противного).
Если ехать через Котлас и Яренск, то:
Расстояние Архангельск - Вогваздино - 910 км, время в пути 10:30 - 11:20 (прогноз навигатора).
Так что выводы таковы:
Сэкономить время "короткой" дорогой не получится, экономия на бензине сомнительная (160 км, это 15-20 литров, т.е. 450-600 руб.).
Зато приключения и красивые места обеспечены.
Летом, я думаю, эта дорога менее проходима.
Зимой я ехал на Mitsubishi Lancer X (спасибо системе курсовой стабилизации, надежно исправляла все мои ошибки пилотирования).
Летом рискнул бы ехать долько на внедорожнике или на худой конец на паркетнике - все-таки грунтовки, лежневки - специфичные дороги. Плюс паромные переправы, надо рассчитывать свой график под их расписание работы.
Треки Архангельск - Карпогоры - Благоево - Усогорск - Вогваздино - Ухта Счастливого пути! :)