Не успел я отойти от вынужденной
замены кардана, как автомобиль мне преподнес новый сюрприз. Стоял на холостом ходу, ждал, читал. Вдруг заметил, что окна запотевать начали. Думаю, что-то не так. Смотрю на приборы - температура почти уже в красном секторе. Вот дерьмо!
Визуальная экспресс-диагностика показала, что не крутятся оба вентилятора. Причем, если один из них тихонько подтолкнуть, начинает крутится. В общем, понятно: вышли из строя электродвигатели вентиляторов. Но для пущей уверенности поехал в РРТ. Ибо недавно они делали ТО - мало ли, залили при мойке двигателя или еще какая-нибудь распространенная причина, которая за минуту определяется профессионалом, а я о ней могу не догадаться.
Чуда не произошло - в РРТ, как и в любом другом случае, чуть выходящем за рамки регламентных работ, вообще плохо ориентируются в ремонте. Электрик два часа пялился в схему и пытался разобраться в принципе управления вентиляторами. Я вообще не понимаю - их учит кто-нибудь или они по ходу работы разбираются? А если даже разбираются по ходу, то какой у них опыт? Ну ладно... Понятное дело, в итоге мы все вместе разобрались, что это все-таки сами электродвигатели, проверили омметром и обнаружили, что есть сектора, в которых нет контакта, я заплатил за "диагностику" и пошел в отдел запчастей выяснять сколько стоят вентиляторы. Там мне сказали, что вентиляторы идентичные, левый - основной, правый - вторичный, и стоят по 22 тысячи каждый...
Наверное вы понимаете, что я решил насчет того поеду ли я еще в это РРТ, если учесть, что на следующий день я узнал в другом месте, что в одном вентиляторе 5 лопастей, в другом - 4 лопасти, правый - основной, а левый - вторичный, ну а стоят они в магазине по 5 тысяч.
Но 5 тысяч за каждый - тоже не вариант, да еще и заказ две недели. Понятное дело, что за несколько лет в электродвигателях не могли выточиться коллектора и сломаться щетки. Значит, скорее всего, они загрязнились, и надо всего лишь их перебрать. Начал искать сервис, где за это могут взяться. Я готов был платить за это деньги, но не нашлось ни одного заинтересованного сервиса. Одни занимаются жестко стартерами и генераторами, другие электродвигателями, но исключительно судовыми и крановыми... Неофициальные субаровские сервисы тоже отказались от такой работы. Пришлось браться самому.
Чтобы снять вентилятор нужно отключить разъем, открутить два болта и вынуть его вместе с диффузором. Потом открутить гайку и снять крыльчатку. Затем отогнуть шесть вальцовок по кругу и поддеть заднюю крышку. Вуаля, крышка со щетками открылась.
Теперь из корпуса достаем ротор. Часть контактных пластин почернела и не обеспечивает электрического контакта. Протираем тряпкой, смоченной в бензине:
Внутри корпуса куча стружки от щеток. Продуваем, протираем корпус и магниты.
Собираем обратно. Здесь немного надо повозиться, чтобы засунуть ротор в корпус так, чтобы при этом не соскочили щетки. С третьего раза получилось. Собираем, проверяем напрямую от аккумулятора - крутится! Ставим обратно на радиатор. Прогреваем двигатель - работает.
В общем, чистого времени около часа. Но я все равно недоволен, ибо с тех пор как у меня была Аскона 1984 года выпуска, а было это 10 лет назад, я сам не лазал под капот, не менял шаровых, не перебирал движок и ходовую, и не занимался ремонтом на улице в 25-градусный мороз. И мне казалось, что это в мою жизнь уже не вернется. А вот гляди ж ты...
Может, бизнес открыть - ремонт вентиляторов Субару?