Хотя ездить в родные сёла я люблю.
Оригинал взят у
rikki_t_tavi в
Новый "я" в новом окружении.Детка, кроме кучи влюбленных мальчиков там у нее, завела еще поклонников и здесь, близко к дому. Приезжает и половину времени пропадает, вторую половину мы интенсивно и очень плодотворно общаемся. Привязалась ко мне - посмотри на одного мальчика. Я социальные обязанности не люблю, отвечаю - вот заслужит больше, тогда посмотрю. Но она не отстает - мне сейчас важно, стоит ли с ним продолжать общаться, а твоему глазу я верю.
Пришлось соглашаться. Обставили все, как шпионы, ей-богу. Съехались двумя машинами у парка, вышли и вежливо поговорили. И в один момент мальчик мне сказал - у вас очень, очень милая дочь - и очень дружелюбная в компании, все ее любят! Я удивилась - дочь наша - палец в рот не клади, а компании не любит. Она же, смеясь, поворачивается ко мне и говорит - да, я сейчас душа компании и "очень, очень милая", все изменилось.
И тут я вспомнила свою старую мысль. Мы много переезжали и в ее школьное время все время меняли города и страны. Она нигде не была подолгу и временами грустила от этого - люди все время менялись, только привыкнешь - уже расстаешься. А я ей как-то сказала, уже в старшей школе или колледже - у этого есть недостатки, да, но есть и одно важное достоинство! Люди меняются, а если они в одном и том же месте, окружающие имеют тенденцию относиться к ним так, как было в начале знакомства. Человек уже другой, а его стаскивают за ноги в прежний образ, не выпускают из него. Когда же ты меняешь кардинально обстановку, у тебя нет таких ограничений - ты изменился - и новому окружению на новом месте презентуешь нового себя, такого, как ты есть сейчас. То есть у тебя постоянная синхронизация себя текущего с окружением. Ты накопил изменений, решил быть другим, интересоваться другим, делать другое - приходишь к людям, которые тебя не знали прежде - и начинаешь быть этим. И они без проблем это принимают, как само собой разумеющееся, не надо им объяснять ничего, не нужно "получать разрешение" и отстаивать свое право.
Она подумала и сказала,что это отличная мысль и правда! Я говорю - представляешь, сейчас люди уже не спрашивают, откуда ты, никому в голову не приходит это спрашивать - ты обычная американская девочка. А если бы ты продолжала учиться с теми же детьми, с которыми училась после приезда сюда в третьем классе - ты бы все оставалась "той русской, которая не умеет говорить по-английски". Она засмеялась и сказала - помнишь, я уже в колледже была и мы приехали к моей первой учительнице в этой младшей школе? Она вышла и первым делом сказала - о, ты говоришь по-английски!!! - И я подумала, нет, я спустя все эти годы все еще двух слов связать не могу - этого она ожидала? - Воооот, говорю я, а так бы считала не только она, но целая компания людей.
Это совершенно неотменимое дело. Всем трудно перескочить к чему-то иному от первого образа, который стал точкой отсчета. Я по себе знаю. Больше пятнадцати лет назад я в одной компании рассказывала группе совсем молоденьких ребят про веб-дизайн. Тогда это была еще диковинная профессия, а я стечением обстоятельств попала работать в одном из первых мест в стране, где поставили веб-сервер. И вот я им рассказывала начальные элементарные сведения, как делается сайт, как веб страница устроена в принципе, где что лежит для нее и как это собирается вместе, как проектировать и планировать веб-сайт и что учитывать в графике. А потом узнала, что один из этих мальчуков открыл студию веб-дизайна. Ни дизайнером, ни веб-мастером он не был, просто собрал еще пару таких же энтузиастов - и вперед. И главное, не просто делал страницы и набивал руку, а сразу "студия", и первым делом сайтик себе с перечнем услуг. И тогда я, помню, думала - ну вот же, детишки храбрые, сразу делать вид, что все серьезно, и смело бросаться в область, где они ничего не знают.
Но интересно то, что я и сейчас так думаю! Я не видела их с тех пор (тоже постоянно меняю окружение), но думаю в тех же терминах - неумелые детишки прикидываются веб-дизайнерами. Но! вдруг пришло мне на ум - они могли уже пятнадцать лет этим заниматься, это огромный срок и огромный опыт. Они могли уже знать все досконально, перепробовать все, знать то, что мне и не снилось в то время. И им между 35 и 40, они в возрасте специалистов, и наверняка засолиднели и заумнели за это время. Но я буду продолжать - думать о них как о ребятишках без опыта, самонадеянно затеявших авантюру.
Я пробежалась еще по нескольким случаям, некоторые тут в жж - когда человек менял деятельность. Во всех случаях "новые" люди считали человека специалистом в новой области, а "старые" считали его тем, "другим", который вдруг свильнул и увлекся чем-то новым, но им не является! Или в кино - человек в возрасте, опытный - и вдруг приходит кто-то из старой жизни, у кого он учился - и одним движением нивелирует весь его опыт и авторитет, для него герой все еще "стажер", "мальчик на побешушках", "подмастерье".
Это же объясняет все "вспоминательные" проблемы с родственниками. Начиная от тошнотворных восклицаний дальних родственников, что они помнят тебя ходящим под стол или ноющим о глупостях, или вообще неблаговидно писающим в постель либо на их новый галстук. Никого еще не радовали такие возгласы, если он взрослый и солидный человек, - и никого из родственников это еще не останавливало! И на другом конце проблем знакомое всем чувство - как родители одним виртуозным движением пальца, одним словом дают тебе почувствовать, что ты никто, мгновенно приводят тебя в бешенство и ощущение бессилия. Это то же самое. Другим людям вы презентуете себя сегодняшнего - умного, образованного, с опытом, специалиста в чем-то, родителя с практикой. А для своих родителей вы по-прежнему то, что они помнят бестолковым, неопытным, с проблемами тут и там, не очень знающим то и это, и уж конечно без всякого знания жизни. И родители, даже не прикладывая осознанного старания, говорят с вами, обращаясь вот к тому бестолковому. И вы это считываете даже, казалось бы, в безобидных речах - вас скидывают в эту бестолковость и бесправие, не спрашивая, по умолчанию. И прямолинейно и в мелких и тонких вещах, вроде бы незаметных. Но человек это всегда улавливает - и выходит из себя, и бунтует - опять же как младший, как подросток - че вы какие? че вы меня не уважаете? И круг замыкается, система сама себя поддерживает.
Может быть, осознание того, что это объективно существует, что человек застревает в старом восприятии вас, поможет. Можно без обид и детского срывания голоса давить и заменять чужое восприятие на свой нынешний образ. Главное, самому выскочить из этого круга, не возобновлять эти образы.
(Я люблю бросать:) Ухожу, бросаю прежнее, обрываю все связи, отстригаю ту жизнь ножницами. Могу вспоминать, как литературу, как словесные рассказы, но практически никогда - "вот это я", это было с текущей мною.)
Но вот рейфрейминг этот детке очень помог - события остались теми же, но оказалось, что это очень удачно складывалось. И идея синхронизации себя и окружения ей очень нравится теперь. Она осознанно знает, что такой выбор есть, и как это работает.