nbsp;Продолжая рубрику
лучшие документальные фильмы, я хочу обратиться к первому полнометражному документальному фильму, который очень сильно врезался мне в память. Тогда ещё, в 90-х годах, мы смотрели его на ужасной копии VHS, многократно передававшийся из рук в руки, на плохеньком телевизоре, но, всё-равно, этот фильм просто поразил моё воображение, став эталоном документальных фильмов о природе на многие годы. Показательно, что спустя лет десять, когда я узнал про существование HD формата, первый фильм, который мне захотелось посмотреть в таком качестве, был "Микрокосмос".
nbsp;Этот фильм переносит нас в другое пространство, которое, хоть и находится под нашими ногами, но почти неизвестно большинству из нас. Это словно другая планета, со своими обитателями. Микрокосмос раскрывает перед нами как маленькие эпизоды из жизни крошечных созданий, так и устройство целых империй насекомых.
nbsp;Микрокосмос показывает нам такие вещи о которых многие знают, но почти никто не видел вживую. Мы сопереживаем кузнечику, попавшему в паучью сеть, наблюдаем за муравьями, которые "пасут" стада тли, оберегая их от божьих коровок, следим за рыцарским поединком жуков-оленей...
nbsp; Микрокосмос снят супругами Клодом Нуридзани и Мари Перену.
Для студийных съёмок была создана аппаратура, не имеющая аналогов в мире. Камера, подвешенная на кронштейнах располагалась на уровне насекомых, чтобы создать эффект присутствия. Для съёмки таких маленьких насекомых требовалась высокая точность работы с камерой, поэтому все её движения контролировались с помощью специальной системы, которая повторяла движение оператора, уменьшая их в десятки и даже в сотни раз.
У камеры множество степеней свободы - движение вверх/вниз, влево/вправо, вперёд/назад, наклон вперёд/назад и поворот вокруг своей оси. Чтобы управлять таким сложным инструментом, оператор задействовал обе руки и ноги. Левой рукой осуществлялось управление в горизонтальной плоскости, правой - наклоны и вращение, а ногами, с помощью педалей, задавалось движение по вертикали.
nbsp;Микрокосмос снят очень поэтично, красиво и сопровождается изумительным саундтреком, что станет доброй традицией для последующих фильмов этой студии (Птицы, Океаны), о которых я расскажу в других темах.
nbsp;Уже рассказывая про фильм
"Барака", я планировал через две недели написать про "Микрокосмос". Удивительным и весьма знаковым, на мой взгляд, совпадением стало то, что буквально вчера вечером я побывал на открытии замечательной выставки макрофотографии, куда меня пригласили друзья, специализирующиеся на макросъёмке. Просматривая сегодня утром "Микрокосмос" для подготовки рубрики, интересно было сравнивать впечатления от просмотра фильма тогда, когда я понятия не имел, что такое "макросъёмка", и сейчас, когда мне повезло общаться с лучшими макро фотографами России.
Итак, пользуясь случаем, я не могу не порекомендовать выставку "Тайны ЗакуЛистья", проходящую в
Дарвиновском Музее с 27 января по 12 апреля. Там можно посмотреть не только фотографии, но также увидеть и технику, которой эти фотографии сделаны. В витринах составлены целые компазиции из фотоаппаратов, штативов, вспышек и прочих аксессуаров макро-фотографов.