На днях диакон Анрей Кураев, один из наиболее толковых современных православных богословов и миссионеров,
сказал в интервью, что было бы неплохо перенести православное рождество, совместив его с гражданским праздником нового года.
Как только уже ни комментировали это заявление, включая теории заговора! Но и продвинутые атеисты, и истовые верующие почему-то рассматривают его, как экстравагантную выходку. А по-моему, это предложение вполне разумное и вписывается в традициии установления христианских праздников.
Вот два пункта, которые христианская церковь всегда соблюдала, учреждая/перенося праздники:
1. Если есть народный праздник с очень сильными традициями, который отменить или перенести невозможно, нужно найти или учредить близкий по дате церковный праздник, и праздновать его одновременно с бывшим языческим/народным. Примеры есть как в православной, так и католической истории:
День Святого Валентина - праздник, учрежденный Папой, чтобы вытеснить языческий праздник Луперкалии
Покров, Яблочный Спас - праздники, которые постепенно заменили древнерусские языческие традиции.
Сама нынешняя дата Рождества - 25 декабря - была назначена в IV веке, чтобы праздноваться одновременно с римским языческим "возрождением солнца". Да и рождественская елка - тоже дитя интеграции традиций (уже германских) языческого праздника зимнего сонцестояния.
2. Если праздник слишком явно напоминает об иудейских корнях христианства, нужно постараться их значение уменьшить, а лучше даже противопоставить. Здесь, в первую очередь, заслуживает упоминания история перенесения праздника Пасхи. Разумеется, первые христиане продолжали праздновать ее вместе с евреями, но последовательными решениями церковные власти эти пасхи раздвигали, в разные времена - разными способами. Стоит также упомянуть, что иудеи праздновали и пятидесятницу, вкладывая, разумеется, в этот праздник (шавуот) совсем другой смысл.
Итак, смотрим, что же у нас с новым годом?
С первым пунктом все понятно: побудить народ празнование нового года чем-либо заменить - шансов нет никаких. Даже после преподавания православия в школе и трансляции патриарха по телевидению. Поэтому совместить готовый праздник с рождеством - это очень здравая для церкви идея. А через многие десятилетия уже и мало кто задумается, какой именно праздник он отмечает в первую очередь.
Со вторым, по моему наблюдению, наоборот: для большинства россиян является неожиданным открытием, что первого января уже есть церковный праздник. Да не просто праздник, а один из "великих", как и Покров, например. Но если все знают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то про праздник
Обрезания Господня даже люди, считающие себя православными, иногда и не слышали. Потому что привлекать внимание простого народа к иудейским корням Иисуса как-то не принято.
Я думаю, что, именно исходя из этой традиции, говоря на Эхе и на Дожде, Кураев прямо не назвал, что новая эра начинается с "обрезания Христова". Он ограничился общими словами "любая другая дата празднования Рождества порождает вопрос, на который у нас не находится ответов.". Однако, в отличие от бесед с "непосвященными", в своем блоге, для "продвинутых", он напрямую поднимает этот важный вопрос (
цитирую):
Предложите ваши ответы первокласснице, спрашивающей, отчего года, названные «от Рождества Христова», по старому стилю считаются на деле со дня «обрезания Христова?»
Кураев преподносит "для масс" вопрос, как "логическое согласование": если ГОДЫ считаются от Рождества, почему ДНИ отсчитывают от момента, когда младенцу-Христу сделали в синагоге обрезание? Обряд, который христиане отменили, точнее, заменили крещением? Однако, помимо того, что Кураев называет "простым требованием логического согласования", вторая функция этого переноса - убрать напоминания об иудейском происхождении Иисуса и о процедуре обрезания Христа подальше от широкого обсуждения, чтобы не сближать эти религии в народном сознании.
Напоследок, надо сказать, что для "простого народа" такая политика успешно работает: люди в массе и не знают, что ветхий завет - это иудейские заповеди. Не раз слышал про какую-нибудь бабулю, которая, всю жизнь считая себя верующей православной, лет в 70 вдруг обращалась к "знающим" с вопросом: А мне сказали, что Богородица была еврейкой - это, что, правда???
И, да, если кто вдруг не в курсе - поскольку после Петровских реформ этот праздник церковь широко не отмечает - православный новый год отмечается в сентябре. Вот скриншот с сайта Патриархии с описанием обоих праздников, который мне пришлось пару лет назад сделать для кого-то из сомневающихся, может быть и вам пригодится:
И всех православных поздравляю с Обрезанием Господним!
(с новым годом поздравлю 14 сентября :))