Вот так он выглядит сверху, со стороны кладбища.
Слева храм св.Саввы (полностью разрушеный землятресением в 20 веке и заново
отстроенный). А справа храм свт.Николя Мирликийского чудотворца, построенный в
16 веке.
Наверху, там где кладбище, стоит совсем маленький храм Успения Богородицы. Построен, скорее всего тоже в 16 веке или даже
раньше.
Как видите, архитектура без изысков, обычная романская однонефная базилика. Над входом арка для колокола. Такие - большинство храмов Черногории. Но самое интересное - внутри. Поскольку храмы св. Саввы и Успения были закрыты мы зашли только в никольский храм.
Вот так он выглядит со стороны входа. Нужно сказать,
что храмы в Черногории почему-то не ориентированы вдоль оси восток-запад (как в
России, например). Это видно на общей фотографии сверху. Компаса у меня с собой
не было, так что при описании буду называть стены «западной» или «южной» так,
как если бы храм был ориентирован на восток.
Итак, мы входи в храм и видим потрясающие фрески!
Известно, что они были написаны в 1620 году священником Страхийе Будимляниным.
В храме тихо и очень спокойно. Я был там
два раза. В первый раз мы видели двух монахов. Во второй раз я читал там
акафист, так вот за полчаса в храм один раз только зашли два человека, остальное время я стоял там один, т.е. совершенно один. Не было никого их монахов, но при этом до меня постоянно доносился волнами дивный запах ладана.
Северная стена, рядом с алтарем - Николай Мирликийский.
Чуть дальше от алтаря наверху.
А это совсем вплотную к западной стене. Мария Магдалина,
Зосим и Мария Египетская.
Так же часть стены - сверху.
На западной стене над входом - Успение Богородицы со
всеми важными моментами этого события: и как ангелы принесли к одру Богородицы
апостолов, и как некто пытался
опрокинуть одр, а ангел отсек ему руки, и конечно Иисус, держащий душу Марии.
На той же стене ниже, справа от входа архангел
Михаил и … опять не разобрал кто из-за трещин.
На южной стене верхние изображения более различимы:
сверху Христос совершает омовение ног апостолов на Тайной Вечери, чуть ниже -
по-видимому элементы жития святителя Николая Мирликийского.
Дальше по южной стене - верхние сюжеты опять я не
разобрал (видно что есть «мучилищное коло», но для кого - не ясно), так же как
и с правым сюжетом. Ниже святые, ростовые фигуры двух Феодоров (Стратилата
и Тирона). Святую слева также не смог идентифицировать.
Апостол Петр с ключами от рая.
В принципе фрески написаны тогда же (в 17 веке),
когда и в России были написаны многие дошедшие до нас фрески, в том же
Ярославле, например. И вот что бросается в глаза: при том, что они написаны в
одном византийском стиле, святые на черногорских фресках выглядят более суровыми,
отрешенными. Это так сильно контрастирует с их песнопениями. Меня всегда
поражало, что сербские церковные песнопения радостные, почти веселые, в отличие
от наших, где сплошной торжественный минор. А тут совершенно обратная картина…
Не знаю за музыку, но фрески конечно можно попробовать объяснить той ситуацией,
когда они создавались - постоянная борьба с турками, да и не только, тогда как
у нас в это время страна была уже собрана, обновлена, внешний враг был только
на границах.
Вот этот контраст изображения со звуком... особенность Черногории.
А вот и иконостас - как пишут в интернетах - создан в
1796 году. Интересная деталь - почти во всех православных храмах Черногории -
крест на алтаре стоит на рыбицах (как здесь), а иногда на совершенно
фантастических морских чудовищах. Может это свойство прибрежных храмов?
И ещё одна особенность их алтарей: почти нигде в
Черногории (кроме, кажется одного храма) я не видел алтарей с праздничным
чином. Обычно, как здесь, один деисусный чин, и всё. Хотя, возможно, это
связано с размерами храмов, и, соответственно, алтарей.
А вот какие виды открываются от монастыря. В общем,
будете в Петроваце или в Бульярице - непременно зайдите, очень хорошее место
для молитвы.