Максим Исповедник. opusc. 26(27)

Jan 03, 2025 06:31

Различные определения
Святых и богоносных отцов наших
О двух энергиях Господа, и Бога, и Спаса нашего
Иисуса Христа

Святого Иустина философа и в конце - мученика,
Из «Слова к Евфросину софисту о промысле и вере»,
Которое начинается «Чистое Слово».

Если Бог имеет воление, также как и энергию - сопутниками природе (ибо всегда по природе волящим и действующим пребывает Бог), то никто из волеизъявляющих не будет иметь волю и энергию той же природы, поэтому и природу никто не будет иметь ту же. По энергии же и природе не знает Бог ограничений и описания.

Его же, из того же Слова

Энергия (действие) всякой сущности - это врожденное ей качество. Энергия природная и составляющая это определяющее различие природы являемой вещи, без которой ничто [никакая вещь] совершенно не имеет никакого способа распознавания о том, как [эта вещь] существует.
Природная энергия - это сущностное и составляющее качество всех сущих, лишенные которого и [сущие] всякой сущности лишаются.
Природная энергия - это сущностная способность, не допускающая сближения одного с другим через изменение сущности.
Природная энергия - это способность, сохраняющая различие сущности несмешанной со всеми во всём.

Святого Александра
Из письма к Эглону, епископу Кинополя,
Против ариан.

Природная энергия - это всякой сущности врожденное движение. Природная энергия - это всякой природы сущностный и познавательный логос (принцип). Природная энергия - это всякой сущности обнаруживающая (объясняющая) способность.

Григория Нисского

Энергия разумной души - это движение ума и замысел (размышление). Энергия - это движение сущностное, характерное природе, которая к самой себе относится, через которую [сущность] познается отличающейся сущностно от других [сущностей]. Энергия - это движение решительное (δραστική). Решительным же называется из себя самого движимое.  Энергией же мы называем каждой сущности природную способность и движение, без которой природа и не существует, и не познается. У разумных же есть разумение, у чувственных - чувствование, согласно которым и внешнее [по отношению к ним] постигают они естественно, и внешними распознаются. Пернатых - полет, водных - водный ход, пресмыкающихся - пресмыкание, ходящих - хождение, прозябающих - прозябание (растущих - прорастание). И собирательно сказать, знаменующую каждого природную способность (силу) мы зовем природной энергией, которой, единственной, лишенное - не существует. Ибо сущее - сущности некоей причастно, и являющей её природной способности - полностью причастно. Ибо логос истинно устанавливает границы сущих через их природные энергии. Энергия - это разумной души собственные движение и ума размышление. Энергия разумной души - это её жизнь согласно природе.

Златоуста

Сущностная энергия Бога - это существование нигде, но не потому, что не существует, но потому, что превыше места, времени и природы, в которых природно мыслится началом, концом и бытием (рождением) именно Тот, Кто является одновременно держащим и творящим одним лишь [Своим] желанием (волением). Ибо без природной энергии никакая природа не очевидна. Ибо в каждую природу распознавательную характеристику вложил Творец, разделяя её от других сущностным движением.

Святого Кирилла

Энергия и способность (сила), достойная Бога, - это быть повсюду, и невыразимо наполнять небеса, наполнять также и землю, проникать во всё (вариант - вмещать всё - прим.перев.), не проникаясь ни кем (ни кто не может проникнуть в Бога, никто не может вместить Его - прим.перев.). Ибо не постигаем или не ограничен расстояниями и промежутками, но не описан и не ограничен ничем внутри. Ибо столь бескачественный, и безмерный (не имеющий величины), и бестелесный не испытывает претерпеваний чего бы то ни было.

Святого Василия

Поскольку определение и граница всякой сущности - её энергия, установленная по природе - подтверждение, приводящая ум к природе, из которой [сущность] имеет происхождение, то те, у кого одна и та же энергия, у тех и сущность одна.

Его же, из «Против Евномия»

Каково различие сущностей, в которых тождественность энергии распознается? Ибо у отличающихся сущностями, отличающимися должны быть и энергии. Как [так может быть, что] не тождественная сущность Духа с Отцом и Сыном, а энергии тождественны? Каково различие сущностей в Троице, обнаруживающей тождество энергий [у Своих Лиц]? Ибо если по сущности не отличимо, и по способности (силе) не будет отличимо. У коих же способность равна, равна будет и энергия, у коих одна природа, у тех и энергии тождественны.

Святого Григория Нисского

Конечно, энергии тождество у Отца, и Сына, и Святого Духа ясно указывает на неотличимость [Их] природы. Природу действующего мы можем узнать посредством наблюдения за энергиями (действиями). Общность же природы решительно обнаруживается посредством установления тождества энергий. Но Бог же - Отец, Бог же - Сын, и Бог же - Святой Дух - один же, в том же проповедании, - Бог, из-за того, что ни по природе, ни по энергии не созерцается никакого различия в Божестве. Поэтому, если энергия и способность (сила) - одна, как будет предполагаться разной природа, в Тех, у Кого никакой разницы ни в способности (силе), ни в энергии мы не обнаруживаем?
Всячески необходимо исповедовать взаимность и соответствие природе у предпочтения, и, если у чего-то несхожесть имеется по природе, несхожим всегда будут и воли. При имеющихся у каждого [из двух] достаточных силах - ни один из таковых не будет слаб в исполнении собственного воления. Поэтому, если увидим различающиеся друг от друга энергии у действующих Отца и Духа Святого, то различия существующие и в действующих природах, к которым относятся действующие, мы различим. Ибо разделенные согласно логосу (принципу) природы не считаются действующими согласующимся образом, не холодит огонь, и не греет лёд. Но различные природами - соответственно разделяются друг от друга и своими действиями (энергиями).

Кирилла

Ибо действуют сходно получившие одну и ту же природу. У тех же, у которых логос того «как быть» меняется, у тех и логос энергии во всём не тот же самый. Все, имеющие тождественную энергию и тождественные способности природные использующие - одной и той же сущности принадлежат, конечно, с необходимостью. Ибо никто из сущих не несёт в себе тождественные способности и энергии неотличимые с таковыми [т.е. с энергиями и способностями] у разносущных и разнородных. Ибо все сущие с тождественной энергией - и тождественной сущностью признаются. Разнородных и разноприродных никто из мудрых не наделил бы тождественной энергией. Ибо не едины вода с огнём одним и тем же действием, но также как размежевание имеют логосом сущности и качества, так и различие [имеют] в энергии, которой наделены. Ибо у коих энергия и способность неотличимо одна, у тех, с необходимостью, и общность образа сохраняется. Ибо склонные иметь тождественную энергию, в тождественной же сущности пребывают, и разноприродность в таковых невероятна. Ибо невозможно нам признавать одну природную энергию у Бога и творения, чтобы и творение в божественную сущность не возвели бы мы, и божественной природы исключительность в тропос, достойный рожденному, мы бы не низводили. Ибо имеющие одну энергию, один и тот же несут в себе логос (принцип) - «как быть».

Святого Амвросия, епископа Медиоланского,
из слова второго к Грациану - царю.

Ибо как будет тождественной энергия, [происходящая] от различных сущностей? Ведь не так же действуют слабейшие, как сильнейшие? Ибо где есть различие сущности - невозможно быть одной энергии.

Святого Василия
Из рассуждений против Евномия

Иной - действующий, и иное - энергия (действие), и иное - результат деяния (результат приложения энергии). Ибо действующий - есть движимый к действию на что-либо. Энергия же, как бы движение деятельное (энергичное), и само устремление, как бы сказать, предпочитаемое, к действованию некоему направляемое и склоняющееся, и после завладевания [предметом предпочтения] останавливающееся и прекращающееся, и быстро движущееся и проходящее. Результат деяния же - всё, что посредством этой [энергии] свершено и существует.

Перевод по Μαξιμου του Ομολογητου 15A «Εργα Θεολογικα και Πολεμικα»
Previous post Next post
Up