Максим Исповедник. opusc. 24(25)

Dec 20, 2024 06:10

Его же (Максима Исповедника)
Десять глав о двух волях Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
написанные к православным

1. Если, благословенные, согласно некоторым, также как одна ипостась есть у Логоса вместе с плотью, также и одна воля, то необходимо, чтобы [эта воля] отличалась как ипостасью, так и волей от нашей [человеческой] и от Отчей. И как тогда природное тождество с Отцом при различии воль будет показано?
2. То, в чём Слово единство имеет вместе с плотью, именно этим от Отца отделяется, и то, в чём единство имеет с Отцом - именно этим от плоти различается. Если же, благословенные, одна воля [у Слова] вместе с плотью, согласно некоторым, не отделено ли тогда [Слово] волей от Отца?
3. Если в чём соединен Логос с Отцом и Духом, в этом же и от плоти отличается, соединен же, согласно общему у христиан мнению, в воле с Отцом и Духом, тогда волей плоти отличается от Отца и Духа, как сами для себя и для нас отцы определили, и мы, благословенные, сохранить [это] постараемся.
4. Именно эту единую волю, благословенные, или природной или ипостасной и необходимо им наименовать, если состояние всех сущих в сущности и в ипостаси созерцается. Ибо что бы и могло быть помимо одного из этих двух сказано (воля может быть только природной или ипостасной - прим.перев.)? Но если же природной её назовут, то и одну природу возгласят у Слова и плоти, сами того не желая. Если же ипостасной, то вынуждены будут из-за Трех Святых Ипостасей и три провозгласить воли, если самим себе следовать предпочитают.
5. Если же, благословенные, природная воля Слова - сотворяющая всех рожденных, согласно им оказывается и волей плоти, то творцом всех рожденных, очевидно, будет и плоть Слова, и таким образом общее мнение всех христиан, что она [эта плоть] является тварной - упразднится. Ибо как тварно то, что из не-сущего - творит и имеет исключительную особенность божественной природы?
6. Поэтому же, благословенные, благодаря одной воле у Отца, и Сына, и Святого Духа и одна природа у них была доказана боговдохновенными отцами. Одна же воля, согласно им (т.е. противникам двух воль, а не отцам - прим.перев.), у Слова и плоти, таким же образом одну даст природу у Слова и плоти. Если же у Слова и плоти одна воля не приводит к одной природе, то и у Отца, и Сына, и Святого Духа одна воля к одной природе не будет приводить, и тогда тщетна вера наша, тщетно и отцов возвещение.
7. Эта же одна воля окажется или предпочитающей, или природной. Но если же природной - то и одна природа будет, как и уже доказано, у плоти и Слова. Если же предпочитающей, то также как в ипостаси, так и в убеждении (т.е. в воле «гномической», основанной на личном опыте и убеждении, а значит не одной и той же у разных Ипостасей - прим.перев.) будет отделяться Христос от Отца и Духа (вообще у Бога нет «воли по убеждению», поскольку Бог всеведущ, а воля по убеждению - основана на опыте - прим.перев.).
8. Если, согласно великому Кириллу, все сущие одной и той же сущностью и природой оказываются и тождественны волеизъявлением, то как сущие не одной природой могут быть тождественны волеизъявлением?
9. Если же плоть по природе, согласно златому устами Иоанну, имеет нежелание умирать, и вместе со всеми присущими Ему природными особенностями, неизменным, Слово соединило её (т.е. плоть) с Собой по ипостаси, как тогда отрицающие присущее ей по природе не отрицают и, вместе с природными особенностями, и природу?
10. Если с волей совместно и лицо вводится, как они говорят, и из-за этого, «устрашившись страха, где нет страха», две воли у Христа провозгласить не позволяют себе, чтобы, будучи вынуждаемыми по необходимости, ими не было бы введено и два лица, если хотят слово собственного мнения показать благосоставленным, то либо ради одной воли Божества и одно [придётся им] утверждать лицо (коль, согласно им, воле с необходимостью соответствует лицо), либо ради трех Лиц [Троицы] - и три воли [придётся] ввести соединением Савелия или разделением Ария.
Поскольку же, благословенные, единоименность (омонимия) часто делается причиной обмана, переводя слушающего к другому значению, не тому, которое являет слово, я призываю ваш здравый смысл во Христе, ради ясного и несмешанного свидетельства об обозначаемых делах и вещах, чтобы прояснить вам прежде всего: есть ли вообще воля, и для каких обозначаемых, точнее вещей, приносится именно такое имя, и являются ли одни из называемых так вещей составными, другие же простыми, и какие же составные. И имеют ли составные [свои] части одновременно, или не одновременно? И какие из них прежде рождённые, а какие же из них - в последствии. И каков принцип, показывающий и определяющий каждую часть, чтобы мы имели умопостигаемым принятие «одной воли». Ибо не о фразах - слово отцов, но о делах и вещах. Поэтому во фразах же находим отцов уступающими и соглашающимися, а в мыслях же и понятиях - никогда. Ко всему этому же [следует прояснить] - что такое предпочтение, и что - убеждение, что - воля по убеждению («гномическая воля»), и что - по предпочтению. Ибо именно это всё помогает желающим в установлении [понимания] от волях. И не знающий всего этого после уточнения и о волях рассказывающий - слепец близорукий, не знающий ни что говорит, ни на чём настаивает.

Перевод по Μαξιμου του Ομολογητου 15A «Εργα Θεολογικα και Πολεμικα»
Previous post
Up