Жемчужина нарышкинского барокко - Троицкий храм (Троице-Лыково)

May 05, 2018 21:03


Наконец удалось выбраться в храм, который виден из нашего окна, да так, что и внутрь заглянуть. Троице-Лыково близко, но добираться не так просто. Но оно того стоит, там находится храм Троицы - жемчужина стиля нарышкинское барокко. Построен в 1698-1703 годах дядей Петра I Мартемьяном Нарышкиным.







Тут и восьмерик на четверике, и «корабль», и гульбище на подклете. Колонны, разорванные фронтоны волнами, ракушки, восьмиугольные окна.


И ритмы, ритмы, ритмы


Декор просто поражает






Под волнами разорванных фронтонов - диковинные зверушки, очень похожие на драконов (может это ответ горгульям?), а может это лев-зверь.
Внутри великолепие продолжается


Семиярусный иконостас просто не помещается на одной фотографии




Это царское место (с ананасом внизу). Попасть туда, равно как и на хоры (балкончики на уровне восьмигранных окон) можно по лестницам, начинающимся с обеих сторон от входа, в притворе. Храм вообще имеет как бы две оболочки, внутри он заметно меньше, чем снаружи, за счёт проходов между стенами.
Да, проходы есть и на «третьем» этаже.


Видите, справа от прямоугольного окна, левее иконостаса, есть дверь - она ведет в звонницу.
Вообще этот храм строился изначально без отдельной колокольни, с особым решением «иже под колоколы», т.е. когда колокольня совмещена с основным объёмом храма. А вот как туда попадали?


У звонницы, в одном из окон есть какой-то странный скат крыши, выходящий прямо из окна. Сперва мы вообще не поняли, что это такое.
Отгадка пришла, когда мы посетили другую жемчужину нарышкинского барокко - храм Покрова Богородицы в Филях.


Они похожи, почти близнецы, с первого взгляда, но при ближайшем рассмотрении видно, что отличия значительны. Филевский храм был построен чуть раньше, в 1694. Его объёмные решения мощнее, декор скромнее и строже, чем у Троицкого храма.




Про него хочется рассказать подробнее, но для этого нужно, по крайней мере попасть в верхний храм (да, он реально двухэтажный), который в холодное время года закрыт. Хотя и в нижнем храме (расположенном в подклете) много интересного и потрясающего, иконы 18-19 веков (а возможно есть и несколько - 17-го века), фрески 19-го и может быть даже 18 века. Поэтому пока ограничусь анонсом.
Но вернемся к вопросу о том, как попасть на звонницу.


Так вот в Покровском храме мы увидели лестницу. Обратите внимание, на среднем восьмерике, где колокола, одно из окон - не окно вовсе, а дверь, к которой ведет лестница по крыше основного всьмерика. На фото, справа. И там же, справа, небольшая пристройка - как раз с выходом на эту лестницу изнутри храма.
Тут-то мы всё и поняли - в Троицком храме эта лестница внутри.


Она скрыта вот этим продолжением кровли основного восьмерика. Т.е. звонарь оказывается на воздухе уже непосредственно в самой звоннице. При любой погоде на него не капает.


А здесь видны окошки маленькие квадратные в проходе на хоры и царское место, чтоб темно не было на лестнице.
Поистине - царский храм по уровню комфорта.
Тут можно было и закончить, но у меня остался один вопрос - может быть в начале на этом храме (Троицком) были ещё и изразцы?
Вот смотрите:


Ромбики на восьмериках малых главок - они будто  слишком плоские, так и просятся туда диковинные узоры или херувимы.


Или вот эти почти прямоугольные пластины под разорванным фронтоном - они тоже кажется ждут надписи или изображения.
К сожалению, храм был разграблен в 1812 году, а из попавшихся мне изображений храма - только те, что были сделаны в 19 веке уже после войны. Так что определить, что там было до - я не смог. Может быть у кого-то есть информация - были изначально на этом храме изразцы или нет? Подобно херувимам на храме Троицы в Хохлах.
Осталось добавить, что храм открыт по выходным с 9 до, кажется, 18 или 19, и там (!) проводят венчания (и, кажется, только венчания). Так что венцы в этом храме - постоянный атрибут таинств.

нарышкинское барокко, прогулки по Москве

Previous post Next post
Up