(opusc. 16(17))
О границах разделений (определение «разделения»)
Разделение всех сущих производится либо по противоположности, либо по противостоянию, вернее говоря по различию, либо по отрицанию. Например, чувства и мысли по противоположности имеют [разделение] как разносущные, не отрицая друг друга. Ибо не являются отрицанием они, и из-за этого принимается разделение противоположности между ними, вернее, [разделение] различия. Жизнь же и смерть имеют разделение, но не по противоположности, а по отрицанию, вернее даже - по разрушению. Ибо установление того производит изъятие другого, и существование одного - делает другого несуществующим. Если же, поэтому, что-то главным образом противостоит другому - обязательно следует и отрицание, если же что-то главным образом противоположно другому - никакого противостояния [и отрицания] не последует. И яснее сказать, с одной стороны, сущие посредством соединенных своих различий показывают разделение друг с другом по противоположности, как душа и тело, и все, по сущности различающиеся, с другой же стороны то, что относится к сущностям («о сущностях»), точнее говоря, качества, имеют разделение по противостоянию, как жизнь и смерть, и всё подобное, ибо отрицанием друг друга, очевидно, являются (всё это св.Максим объясняет для того, чтобы ясно понимать - у разных природных воль и энергий - разделение по противоположности, а не по отрицанию, и не будут две воли Иисуса Христа друг с другом бороться и упразднять одна - другую - прим.перев.).
(opusc. 17(18))
Границы соединений (определение «соединений»)
Соединение по сущности - у ипостасей, т.е. у неделимых [индивидуумов] (например, ипостаси человека - Павел и Петр - соединены тем, что оба по сущности, т.е. имеют человеческую природу - люди, прим.перев.).
Соединение по ипостаси - у сущностей, т.е. у души и тела.
Соединение по соотношению (состоянию) - у убеждений, [т.е. соединение] в единой воле.
Соединение по составлению - у досок или створок двери.
Соединение по стройному порядку - у камней.
Соединение по слиянию - у жидкостей, вина и воды, и всех подобных им.
Соединение по смешению в массу - у сухих и жидких, муки и воды.
Соединение по смешиванию - у расплавленных воска и смолы и им подобным.
Соединение по нагромождению - у сухих: пшеницы, ячменя и подобных им.
Соединение по стяжанию у разлученных и опять восстановленных в прежнем [соединенном] состоянии, как, например, у факела от огня отодвинутого и снова возвращенного.
Соединение по сущности есть у разноипостасных (не противореча первому предложению, св.Максим здесь, видимо, усиливая понятие «соединение» словом «есть», которого нет во всех предыдущих предложениях, говорит о разных Ипостасях Божественной природы - прим.перев.).
Соединение по ипостаси есть у разносущных (здесь таким же усилением св.Максим, видимо, говорит о двух сущностях-природах одной Ипостаси - Иисуса Христа - прим.перев.).
здесь и
здесь в pdf