В связи с многочисленными обращениями по вопросам допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных на территории стран- участников Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в частности Республики Армения, под управлением граждан России разъясняем следующее.
Согласно положениям части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. No 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным Положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. No 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно положений статьи 1 главы 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г.Вене в 1968 г.) транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно:
- принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства;
- не зарегистрировано в этом государстве;
- временно ввезено в него.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, управляющий транспортным средством, зарегистрированным на него в одном из государств-членов ЕАЭС, на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции не может считаться участвующим в международном дорожном движении, если он не имеет постоянного места жительства в государстве регистрации данного транспортного средства.
Временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В отношении граждан государств-членов под временным ввозом понимается ввоз ими на территорию ЕАЭС на срок не более 1 года транспортных средств, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС.
Таким образом, транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах ЕАЭС, при ввозе на территорию Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых автомобилей.
Вместе с тем, законодательством установлены исключения в данной части в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30-31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в Минске, 10 октября 2014 г.) автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после 10 октября 2014 г. (дата подписания Договора о присоединении) по настоящее время и зарегистрированные в данном государстве, считаются для остальных государств-членов ЕАЭС иностранными товарами. В связи
с чем, их временный ввоз на территорию Российской Федерации (без уплаты таможенных пошлин и налогов) возможен только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения. Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей гражданами России допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов, пошлин, а также оформления соответствующих таможенных документов.
Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, образует состав административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В соответствии с требованиями Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N2 1764, для регистрации транспортного средства необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства или электронного паспорта транспортного средства, а в случае временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года - соответствующих таможенных документов.
Обращаем Ваше внимание, что, начиная с 02.11.2020, ввозимые на территорию Российской Федерации транспортные средства, могут быть зарегистрированы исключительно на основании электронных паспортов транспортных средств. Порядок их оформления установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 Х 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».
Список уполномоченных органов (организаций), в которые можно обратиться для оформления электронных паспортов, представлен на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 12.1 Кодекса.