Пояснительная к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В настоящее время нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет (ч. 4 ст. 264 УК РФ).
То же деяние, повлекшее смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет (ч. 6 ст. 264 УК РФ).
Как известно, принудительные работы являются менее тяжким видом наказания, чем лишение свободы. Таким образом, с точки зрения юридической логики необходимо было либо также предусмотреть возможность установления наказания за смерть человека такого наказания как принудительные работы, либо исключить этот вид наказания за аналогичное преступление, повлекшее смерть двух или более лиц.
В связи с этим, данный законопроект предлагает исключить из части 6 статьи 264 Уголовного кодекса РФ возможность назначения наказания в виде принудительных работ.
Кроме того настоящий проект федерального закона предлагает внести в части 4 и 6 статьи 264 Уголовного кодекса РФ изменения, предполагающие за совершение указанных преступлений увеличение срока лишения свободы, в первом случае, - от 3 до 9 лет, во втором случае, - от 5 до 15 лет.
Согласно официальной статистике ГИБДД за 2010 год, в России из-за пьяных водителей произошло 11845 ДТП, в которых погибли 1954 человека и 17280 получили ранения, за 2011 год - 12252 ДТП, в которых погибли 2103 человека и 17900 получили ранения.
Однако российский способ подсчетов имеет свою особенность. В России погибшими в ДТП считаются только те, которые умерли не позднее 7 дней после аварии. Если же пострадавший умер хоть на день позже, то он уже не входит в число погибших от ДТП. В Европе, например, если пострадавший умирает через месяц, он все равно причисляется к погибшим в автоаварии. Так что наши цифры и проценты не отражают всей полноты картины.
В зависимости от устоявшейся культуры вождения и культуры употребления спиртных напитков в различных странах мира наказания для пьяных водителей сильно отличаются. Самые суровые наказания для водителей, совершивших в пьяном виде ДТП с человеческими жертвами, предусмотрены в Сальвадоре, Таиланде, Индонезии и Китае - смертная казнь.
Культура вождения, как и культура употребления спиртных напитков в России оставляет желать лучшего. Общественное мнение граждан Российской Федерации в отношении пьяных водителей давно уже сформировалось и требует самого жесткого повышения наказания за вождение транспортного средства в нетрезвом виде, особенно если оно повлекло человеческие жертвы. Пьяный водитель - это всегда потенциальный убийца, вне зависимости от того, что он не желает причинения смерти другим людям.
Данный законопроект предлагает повысить меру наказания за причинение смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения. Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства. Принятие данного законопроекта, будет способствовать большей защищенности российских граждан.
В соответствии с замечаниями, изложенными в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в текст законопроекта и пояснительную записку были внесены необходимые изменения.
....
К тому же другая особенность нынешнего применения норм законодательства может попросту переполнить тюрьмы. Не секрет, что за пьянку лишают прав не по факту, а по нелепым законам. Все юристы приводят в пример один и тот же случай, который был на самом деле. Расскажем его со слов адвоката Левина. Молодого человека остановили на дороге сотрудники ДПС и обвинили в том, что он выпил. Его привезли на медосвидетельствование. Врач-нарколог проверил его своим алкотестером, который показал 0.01 промилле, и вынес вердикт - нетрезв. Действительно, по нынешнему законодательству в отношении водителя, если алкотестер показывает что-то больше нуля, это однозначное обвинение в нетрезвом состоянии. И вот водитель в гневе выходит из кабинета, хватает первый попавшийся стул и бьет им стекло в коридоре. Пьяный дебош налицо. Однако тот же нарколог, который только что поставил ему диагноз опьянение, выносит вердикт, что человек абсолютно трезв. От таких вещей любой нарколог сойдет с ума. Дело в том, что методики определения трезвости разные для разных случаев. В случае с водителем диагноз ставится по показаниям прибора. В случае с хулиганом по клиническим признакам. Суровая уголовная ответственность для якобы пьяных водителей может обернуться массовой посадкой тех, кто злоупотребляет исключительно квасом. Проект закона
находится здесь