Интересный пост у Дениса про музей ТТУ г.Екатеринбурга.
Сам бы не догадался туда сходить. С ТТУ только судился, даже не знал, что у них есть музей.
Судился кстати успешно. В меня стоячего на рельсах для поворота налево въехал трамвай. Вагоновожатая чем-то нетем занята была.
Originally posted by
b_d_v at
Музей ТТУ г.ЕкатеринбургаНесмотря на развитую сеть автобусных маршрутов и насыщенность города троллейбусными линиями, понятие "общественного транспорта" в Екатеринбурге для меня лично в первую очередь связано с трамваями.
Когда-то в детстве, ещё учась в начальной школе, я каждый день ездил на трамвае через полгорода. Покупал абонементики за 3 копейки в киоске или у водителя, компостировал один на компостере и ехал. Часто стоял у водительской двери и смотрел, как вагоновожатый управляет этим железным рельсовым чудом. Как переключает стрелку, открывает и закрывает двери (это действие было прикольнее у автобусов "Икарус", кстати - батарея красных и зелёных выключателей), жмёт педали...
Появлялись новые трамваи, менялись кресла (например, помните округлые серые и красные пластмассовые сидения? их несколько лет назад полностью заменили на всех трамваях), компостеры заменили на кондукторов. Я три года вообще не был ни в одном трамвае, кстати.
И вот собрались и заехали мы с Володей ekamag'ом в музей ЕТТУ.
В городе три трамвайных депо. Западное - самое молодое, существенно разгрузившее два старых депо. Северное - самое большое, там же находится и Учебный центр ТТУ. Южное депо - самое старое, с него и начался Екатеринбургский трамвай. Там и находится Трамвайно-Троллейбусное Управление, ремонтный цех, общежитие, а также искомый музей.
Вот Южное депо мы и посетили.
Музей занимает одну комнату размером около сорока кв.м. В нём установлены стенды с разнообразными фотографиями ключевых моментов истории трамвая Екатеринбурга, а также интересные "артефакты", связанные с трамваями и троллейбусами нашего города.
Например, снимок, сделанный во время пуска первого трамвая в Свердловске.
Травай на улице 8-го марта напротив Консерватории. Я застал эту линию, но в 1986-м году она была снята.
Органы управления трамваев серий Х и МТВ-82
Диспетчерский пульт
Первые трамвайные рельсы с клеймами Демидовского завода (г.Невьянск)
Компостеры :) Тот, что поменьше, в моём детстве использовался в автобусах, а который побольше - в трамваях и троллейбусах.
А вот арифмометр "Феликс", которые выпускались полвека до появления электронных калькуляторов.
Представлена в экспозиции также книга, выпущенная вагоновожатым Крутовым о безаварийном вождении и, что интересно, об экономии электроэнергии во время движения, которая при его управлении достигала 50 процентов.
Это башмак штанги троллейбуса с углеграфитовой вставкой
Выставлены и самодельные модели трамваев и троллейбусов
Представлен там и пульт управления трамваем "Спектр-1"
Есть и примечательные почти-диарамы, иллюстрирующие жизнь Екатеринбурга купеческого.
Но самое интересное для меня было дальше. На территории самого депо установлены четыре трамвайных вагона. Они долгие годы использовались как кладовки-сарайчики и были в ужасном состоянии, но сейчас проходят реставрацию.
Это один из первых трамваев нашего города, серия "Х", с которых и началась история Екатеринбургского трамвая. Посидел в его кабине, весьма неудобно - сбоку существенно мешает контроллер, кабина тесная, а органы управления довольно тугие и тяжёлые.
Его салон. Трамвай не был оснащён отоплением, окна открывались как в электричках, сдвигом вверх, деревянный салон и неустойчивая заметно раскачивающаяся конструкция, невысокая скорость, шум... И всё таки это была революция!
За ним следует не менее интересный МТВ-82, появившийся в конце 40-х годов. Например, в некоторых городах Украины они ходили аж до 90-х годов!
Управление осталось таким же, как в "Х", а вот салон преобразился, стал больше, просторнее и комфортнее. Посмотрите на фото, напоминает Т-3, использующиеся сейчас, не правда ли?
Во всей России сохранилось лишь три вагона МТВ-82. В Москве он еще и недоступен для обывателей, в музее Нижнего Новгорода есть один и вот один у нас, в Екатеринбурге
С 1958-го года с поставки новых Т-2 началось "засилие" чешской "Татры", вагоны которой составляют основу нашего трамвайного парка до сих пор.
Вагон пока не полностью реставрирован, как видите, но этим летом обещают закончить.
И, наконец, раритет, Татра К-2, единственный сохранившийся в России экземпляр этого трамвая-"гармошки".
Гармошка в салоне сейчас закрыта кожухом от детей, которые в составе экскурсий посещают музей, но раньше была открыта, как и на схожих автобусах "Икарус"
Вот такие действительно интересные экспонаты.
По самому депо разгуливать запрещено, но некоторые детали от нас не ускользнули.
Ради интереса добавлю их сюда.
В этом портале моют вагоны, например.
Сохранился тут и грузовой троллейбус КТГ, правда, без штанг. В середине 20-го века на многих ветках использовались как грузовые троллейбусы, так и грузовые трамваи.
На выезде из депо установлено такое табло. В случае сложных погодных условий на нём зажигается соответствующая панель
Три разнообразных снегоочистителя Южного депо.
Святая святых ЕТТУ - цех ремонта. Так как чехи уже давно не производят и не поставляют комплектующие к своим трамваям, ТТУ самостоятельно изготавливает всё необходимое.
Как раз очередная сцепка Т-3 проходила техническую обкатку после капитального ремонта.
Особенно хотелось бы отметить роль директора музея Алексея. Ведь посещение музея совершенно бесплатно, зарплата там практически символическая, но энтузиазм Алексея, его идейность просто удивительна.
Благодаря ему и проводится массовая реставрация вагонов и постоянное пополнение экспозиции музея. Он действительно знает практически всё о Екатеринбургском трамвае и его истории.
Как я раньше убедился на примере нашего Екатеринбургского зоопарка, молодые идейные команды явно идут на пользу развитию музеев города и других культурных направлений.