Детский фотограф 8 925 097-43-37.
"Науке известно, что младенец уже в первом полугодии своей жизни моожет находить сходство между явлениями из разных областей восприятия: вИдением и слышанием, вИдением и осязанием. Шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Ребенок не видел свою соску. Затем пустышку забирали и показывали малышу обе соски одновременно. И что удивительно, малыш дольше разглядывал ту из них, которую только что сосал. Можно предположить, что пока малыш сосал соску, у него сложился обобщенный образ, с помощью которого он потом, глядя на две соски, выбрал нужную.
Детский фотограф 8 925 097-43-37.
Столь удивительные возможности ребенка психологи рассматривают как способность к мыслительным операциям типа моделирования. Моделирование - очень рано проявляющаяся способность младенца распознавать в явлениях сходные свойства, обобщая их в схемах. К 2-3 месяцам малыш обычно проявляет повышенный интерес к явлениям, которые несколько отличаются от уже известных, уделяя меньшее внимание хорошо знакомым или совершенно новым. Уже в этом возрасте младенец способен соотносить воспринимаемое им явление с накопленным опытом.
Детский фотограф 8 925 097-43-37.
К примеру, 3-4 месячный малыш, у мамы которого светлые волосы и голубые глаза, может улыбаться похожей на нее светловолосой женщине, но скорее всего насторожится или испугается при виде темноглазой и темноволосой. Ребенок 7 месяцев будет с удивлением разглядывать маму в новой шляпе и может расплакаться, если ее вид покажется ему слишком необычным и он не сможет соотнести новые впечатления с имеющимся у него обобщенным образом мамы.
Детский фотограф 8 925 097-43-37.
Вообще в повседневной жизни легко проналбюдать мыслительную работу младенца. Хорошим внешним показателем, отражающим внутренние процессы сличения новых впечатлений с уже имеющимися, может быть такое распространенное поведение, как сосание пустышки. Мама собирает 3-месячного малыша на прогулку. Готовая к отправлению кляска с ребенком стоит в коридоре. Ребенок сосет пустышку и смотрит по сторонам. Если в это время в коридоре включить свет (при уловии, что ребенок видит источник света), а затем качнуть абажур, вы заметите, как сосание прекратится, малыш замрет и сосредоточенно уставится на лампу. Через некоторое время сосание возобновится.
Во всех случаях во время замирания, сосредоточения малыша происходит сличение слегка изменившегося облика воспринимаемого объекта с имеющимся обобщенным образом.
По-видимому, построение моделей, обобщенных образов предметов - одна из важнейших характеристик того, как младенец воспринимает окружающий его мир. Другая важная характеристика - целостная картина мира, не мозаичное восприятие отдельных свойств и качеств объектов, а изначально целоствный образ внешней среды, синтезирующий и обобщающий информацию разных модальностей (зрительную, слуховую, осязательную)."
Из книги "Вы и младенец" Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, Из-во Педагокика, 1991.