Евангелие от Циолковского

May 18, 2015 14:02

Время сделает человека когда-нибудь хозяином
Земли. Он будет распоряжаться жизнью
растений и животных, даже собственной судьбой.
Он будет преобразовывать не только Землю, но и
существа, не исключая самого себя.
                                    К.Э.Циолковский. Ум и страсти.

Константин Эдуардович не считал свои работы в области космоплавания главным делом жизни и возмущался тем, что из него сделали "утилитарного технаря". Как теперь выясняется, космонавтика была для Циолковского побочным продуктом, своего рода интеллектуальным мусором, не самым существенным производным от его увлечения мистикой - философией космизма, которой он на самом деле посвятил всего себя. Речь идёт об истоках теории Циолковского, каковыми мы считаем христианскую и индуистскую традиции.



Дом-музей К. Э. Циолковского на бывшей Коровинской, теперь улице Циолковского.
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)



Дом-музей потомственного дворянина Циолковского и сейчас находится почти что на краю города. И как утверждает заведующая домом-музеем Елена Тимошенкова, при выборе места жительства ее прадед скорее всего руководствовался не социальными мотивами, а шестым чувством. Как теперь известно, миллионы лет тому назад в этом районе упал метеорит, и данное событие не прошло для местной "ауры" бесследно. Экспериментально зафиксировано, что звукозаписывающая аппаратура (наша в том числе) во всем доме, и особенно в кабинете Циолковского на втором этаже, дает сбои, а мобильные телефоны глючат. Примечательно также и то, что сам Циолковский мог писать свои философские трактаты только в этом доме и только в своем кабинете. Когда советская власть подыскала ему более комфортное жилье, поток философской мысли оборвался.



Центральный зал калужского музея истории космонавтики.
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

Впрочем, аномальное происхождение Калуги не оставляет нынешних ее обитателей и оказывает влияние на приезжих. В городе существует несколько обществ, изучающих непознанное, которые вполне можно отнести к последователям Циолковского. А его могила в центре городского парка стала для них традиционным местом общения с космосом. Даже прагматик по определению доктор технических наук космонавт Константин Феоктистов не уберегся от влияния слишком смелых идей основателя космонавтики. По его мнению, пилотируемая космонавтика не слишком рациональный метод исследования космического пространства. Человека должны заменить приборы и облеченная в некую форму информация о человеке и человечестве. Очень близко к идее Циолковского о превращении человека в один из видов "лучистой энергии".

Это правда, что формула Циолковского была, что называется, на кончике пера и не только он пришел к таким выводам. Также верно и то, что китайцы запускали петарды еще в Средневековье. Но как отмечал Сергей Королев, только Циолковский додумался до того, что ракеты можно использовать для освоения космического пространства, и математически обосновал эту идею. Кроме того, он разработал ряд технических решений, которые будут актуальны в практической космонавтике если не всегда, то еще очень долго. Циолковский обосновал и доказал возможность межпланетных сообщений, решил задачу посадки космических аппаратов на поверхность планет, лишенных атмосферы, высказал идею создания околоземных орбитальных станций и орбитальных поселений, использующих энергию Солнца, и еще огромное количество специальных технических идей, которые используются в космонавтике. И это при том, что Циолковский, как уже отмечалось, был человеком хоть и не религиозным, но глубоко верующим. Правда, очень по-своему.



Правнучка Циолковского Елена Тимошенкова на лестнице, которая, как считал ее знаменитый предок, ведет в космос.
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)
Олег Одноколенко, Андрей Замахин (фото)

Философия бессмертия К.Э.Циолковского:

Причины, приведшие Циолковского к поискам бессмертия, известны. Первым мотивом явился интерес любого мыслящего человека к своему прошлому и будущему; размышления о том, что было до твоего рождения и что будет после смерти; есть ли возможность вечного индивидуального существования. Вторым мотивом явилось большое личное несчастье, безвременная смерть 19-летнего старшего сына в семье Циолковских Игнатия в 1902 году. Эта тяжёлая потеря напрягла эмоции, подстегнула мысль, заставила углубиться в тему, над которой учёный размышлял задолго до трагического года. Есть все основания думать, что Циолковский изучал и анализировал ту версию бессмертия души, которую предлагает христианство. Он в течение многих лет, начиная с юности, увлекался той религией, в лоне которой ему было суждено родиться. Это увлечение было непростым, христианские догматы и притягивали, и отталкивали. К деятельности церкви он всю свою жизнь относился отрицательно, не признавая духовной власти человека над человеком, считая, что взаимоотношения с высшими силами не нуждаются в посредниках. Он резко расходился с теорией христианства в толковании роли Иисуса Христа, считая его реальной исторической личностью, человеком необыкновенных способностей, но всё-таки человеком, божественные качества которому были приписаны уже позже последователями его учения и опять-таки деятелями церкви. Однако духовную основу христианского учения невозможно было отрицать, именно она и притягивала, как магнит, его внимание.

Итак, какова же христианская версия бессмертия, почему она не удовлетворила Циолковского? После единственной конечной жизни человека на земле следует длительный перерыв, смерть, затем воскресение и вечная жизнь на небесах в разных вариантах для праведных и грешных душ. Теория, предложенная христианством, сложна, туманна, не очень убедительна. Чрезвычайно сложно понять суть преобразования телесного тела в новое, духовное - но также тело. Но главным камнем преткновения, вероятно, было учение о том, что конечная жизнь в плотном теле даётся человеку один раз, после неё следует неопределённо долгий период до Страшного Суда, на котором последует ответ за праведную или неправедную жизнь, затем вечное пребывание в раю или в аду. Такая судьба не может не показаться слишком суровой - почему за грехи, совершённые в короткой жизни, душа должна вечно расплачиваться в аду? Православные священники, осознавая эту несообразность, даже пытались объяснить это понятие вечности как иносказание. Не ясна судьба души по исходе из тела, то есть после смерти. Душа бессмертна, но где она пребывает, в каком качестве? Ведь Второе Пришествие пока ещё не наступило, то есть миллиарды индивидуальных душ нашей планеты за всё время существования человечества до сих пор не обрели ни рая, ни ада, если понимать это учение буквально. Обретение нового, духовного, тела кажется излишним, ведь душа и так бессмертна, зачем ей обновлённая оболочка, напоминающая внешне старое тело. Но, пожалуй, главный камень преткновения представляет собой выбор между вечным блаженством и вечным наказанием, страх наказания, страх перед суровостью Бога. Очень трудно сопоставить доктрину бессмертия в таком её виде с основным положением христианства «Бог есть любовь».

Сегодня можно сделать вывод, что многолетние духовные искания, метания души побудили Константина Эдуардовича, разочаровавшегося в христианской доктрине бессмертия, обратиться к индийской философской традиции, к классическим древним индийским текстам, которые были так популярны в Европе во второй половине 19 - начале 20 века.  Доктрина бессмертия в восточной философии, известная как теория инкарнаций, в корне отличается от западного религиозно-философского варианта. Первые следы знакомства Циолковского с теорией инкарнаций мы находим в его повести «Грёзы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», написанной в 1893 и опубликованной в 1895 году. Судьба повести интересна. В виде толстой книги, подготовленной к изданию самим автором, она вышла в свет один - единственный раз. Многочисленные последующие издания появлялись уже в советское время и содержали такое количество купюр, что книжка «похудела» раза в два. Это неудивительно. Научно - популярная повесть по астрономии содержала много рассуждений Циолковского о Творце, от которого зависит судьба Вселенной, а также рассказ о приключениях души, которая воплощается то здесь, на Земле, то в поясе астероидов, в гипотетическом месте обитания более высокоразвитых разумных жителей Космоса. Разумеется, все эти места были изъяты, а взамен книга пополнялась современными знаниями по астрономии, главками, дописанными советскими астрономами. Но увы, первое издание «Грёз» представляет собой библиографическую редкость не только потому, что появилось на свет сто с лишним лет тому назад. Книгу издавал калужский меценат Гончаров. Как только она вышла из печати, стали появляться неблагоприятные отзывы публики, насмешки над автором, фантазия которого, по мнению публики, не знала границ. Гончарову это не понравилось, он поссорился с Циолковским и изъял из продажи почти весь тираж, так как книга плохо продавалась. Так что сегодня мы имеем только единственный бесценный экземпляр из библиотеки Циолковского. Итак, рассказывая о своём фантастическом путешествии на астероиды, учёный писал: «Я был на астероидах и ещё меньших планетах и видел там жизнь. О, это чудная страна! Случилось это так. Душа моя, после смерти блуждая в небесных пространствах со скоростью света, между прочим, попала на один из астероидов; там нашлись мудрые существа, которые сумели одеть меня земной (человеческой) оболочкой…» (3, с.61). Рассказывая о жизни обитателей астероидов, Циолковский обратил наше внимание на судьбу этих существ после смерти: «…наши братья немедленно воплощают нашу душу (тут последовали такие пояснения, которые я недостаточно усвоил и потому опускаю). Воплощение это есть рождение» (3,с.72). «Эти существа ещё более поразили меня и возбудили во мне глубокое к ним уважение, когда я узнал, что они не имеют земных страстей и сопряжённых с ними печалей, кроме чистого и сердечного участия ко всему страдающему, несовершенному, которое выражается их неизменным и настойчивым желанием помочь таковому, преобразуя его тело и душу. Живя почти одним духом, они очень мало уделяют времени на свои дела, которые идут у них превосходно и как - то сами собой, и большую часть его проводят в изучении Вселенной и восхвалении её Творца. Искренняя, несокрушимая уверенность в бытие Божие не оставляет их никогда и озаряет их души глубокою любовью и благоговением к Богу» (3, с.74). Пришло время возвращаться обратно. Герой повести взмолился: «Покинуть небо - о, это ужасно! Оставьте меня здесь совсем, оставьте мою душу и воплотите её в одно из ваших чистых тел! - Придёт время, и ты будешь, как мы: блажен, спокоен и бесстрастен… А теперь умри, воплотись на Земле и расскажи своим братьям, что ты чувствуешь. Сердце моё разрывалось; про Землю я забыл и смотрел на неё, как на нечто мне чуждое… Без страданий освободился я от телесных уз и родился на Земле. Но душа моя, проникнутая неведомым Земле миром, постепенно вспоминала свои забытые впечатления --и вот теперь, переданные бумаге, они лежат перед вами» (3, с.122).

Эти небольшие отрывки свидетельствуют не просто о знакомстве Циолковского со священными индийскими текстами. Здесь отражён целый комплекс идей, присущих теории инкарнации, и Циолковский освоил эти идеи, очень точно и ёмко передал их в художественной форме. Это многократное возвращение души в материальный мир, обретение нового индивидуального тела вместе с новой жизнью. Это постепенное совершенствование духа человека в веренице перерождений, движение от материального к духовному, когда материальная зависимость существа уменьшается, а духовная сила, духовные богатства и знания возрастают из жизни в жизнь. Наконец, это смена места обитания совершенствующейся душой, переселение с таких примитивных планет, как Земля, в более благоприятные миры. Циолковский прекрасно осознал все преимущества индийской теории по отношению к христианству. Если христианская версия даёт душе одну жизнь, то есть одну попытку прийти к Богу, осознать Бога и жить праведно, то индуизм предполагает бесконечное число воплощений, то есть великое множество попыток постичь Бога. Душам, обладающим сознанием (это человек и другие сознательные обитатели Космоса), даётся религиозное знание, учение о Божественности. Но душами живых  владеет не только праведность, но и страсти, грехи, пороки. У каждого сознательного существа на любой ступени духовного развития есть выбор - совершенствовать свой дух, живя согласно учениям, либо погрузиться в материальное, погрузиться в собственно человеческие страсти. Господь заботится обо всех душах одинаково, но судьба у праведников и грешников разная. Те, кто прошёл ступеньку духовного развития в одной конечной жизни, обретает следующую жизнь нового, более духовного качества в иных мирах, в более благоприятных условиях.  «Бог есть любовь» проявляет себя неизмеримо более щедро и мудро. Господь, имея бесконечную любовь и бесконечное терпение, ведёт своих детей по пути духовного роста, давая им новые и новые шансы.

Сравним основы морали, данные человечеству христианством и индуизмом. Заповедь «Не убий» дана Богом в русле христианства человеку, это мораль для человека на уровне взаимоотношений человека с человеком. Есть ли эта заповедь именно в таком смысле в индуизме? И да, и нет. Чтобы обосновать столь удивительный ответ на наш вопрос, обратимся к одному из самых известных священных текстов древней Индии, Бхагавад-Гите (Песне Господней), написанной на санскрите около 5000 лет тому назад. Во времена Циолковского в Европе и в России был хорошо известен английский перевод и несколько русских, один из них был выполнен в Калуге и вышел в свет в 1914г. Сюжет повести - предстоящая битва двух родственных кланов за индийский трон. Один из самых отважных воинов, Арджуна, высказывает свои сомнения по поводу предстоящего сражения, он не хочет убивать родственников, участвовать в братоубийственной войне. Его собеседником является Господь Кришна, спустившийся с небес, чтобы разъяснить людям сущность бессмертия, чтобы наставить их в этой борьбе. Кришна говорит сомневающемуся Арджуне: «Ты скорбишь о тех, о которых не следует скорбеть, хотя и говоришь слова мудрости. Но мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых. Ибо поистине не было времени, когда Я или ты, или эти Владыки Земли не существовали; воистину, не перестанем мы существовать и в будущем. Подобно тому, как живущий в теле переживает детство, зрелость и старость, так же покидает он одно тело и переходит в другое. Сильный об этом не скорбит… Знай, что То, которым проникнуто всё, неразрушимо. Никто не может привести к разрушению Непреходящее, Вечное. Преходящи лишь тела воплощённого. Но сам он - вечен, неразрушим. Поэтому сражайся, о Бхарата! Думающий, что он может убить, и думающий, что он может быть убитым, - оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убить, ни быть убитым. Он не возникает и не исчезает; раз получив бытие, он не перестаёт существовать. Нерождённый, вечный, древний, бессмертный - он не гибнет, когда убивают его тело. Кто знает, что он неразрушим, вечен, не рождён, бесмертен, - как может тот убить или быть убитым? Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые. Оружие не рассекает его, огонь не палит, вода не мочит, ветер не иссушает… Воистину, смерть предназначена для рождённого, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном не скорби!… Воплощённый никогда не может быть убит. И посему не скорби ни о какой убитой твари»(16, с.11-13).

Итак, убить нельзя, потому что смерти нет ни для одного индивидуального существа, душа которого примет новое рождение согласно высшим законам, независимым от человека. Циолковский, по нашему глубокому убеждению, занял именно эту позицию, непонятную ни атеисту, ни христианину. Он не был согласен с современниками, которые считали, что «всякое развитие жизни требует благоговейного созерцания и непротивления». Он полагал, что человек как одно из достаточно совершенных произведений высших сил как раз не имеет права созерцать несовершенство и страдания, но обязан творить, вмешиваться в медлительные процессы природы.

Циолковский, испытав огромное влияние индийской теории, осознав и усвоив её содержание, всё - таки не согласился с ней полностью, не стал творить сам в русле восточной традиции. Причина была в том, что учёный не мог согласиться с несовершенством видов жизни, устройства жизни на планете Земля.

Думается, что с позиции всех мировых религий он был величайшим еретиком, так как не признавал наличия души в собственно религиозном смысле этого слова как вечно существующей тонкой субстанции, основы жизни индивидуального материального живого существа. Однако он не признавал и смертности, конечности жизни. Циолковский разработал свою собственную философию бессмертия, в основе которой лежат «приключения атома» - вечно существующей основы материальной жизни.

По нашему глубокому убеждению, есть этические системы, за которыми будущее, которые нужно осваивать и брать с собой в 21 век. Система Циолковского не принадлежит к числу таковых. Это «вещь в себе», которую необходимо понять. Понять, что, стоя на позиции «всё живо и всё бессмертно», Циолковский стремился сделать это бессмертное совершенным. Но поняв и освоив, её лучше оставить в прошлом, в том парадоксальном времени, которое её породило.
В.И.Алексеева, г.Калуга.

философия, размышления, люди

Previous post Next post
Up