Дню Победы посвящается.

May 07, 2012 19:42

Посвящаю цикл постов событиям прошлогодней давности ко Дню Победы.
В прошлом году не было времени поделиться этим, в этом - нет возможностей совершить что-нибудь подобное еще раз.
Как-то сидя в сети долгими зимними вечерами, когда интернет помогает коротать время, общались с моим другом из Узбекистана Камилем. Вот он пишет мне: посмотри, какую статью я нашел. Статья была об одной истории во время войны, когда жительница села Верхний Токмак, что на Украине, Ефросинья Панченко, рискуя собственной жизнью, спасла жизнь молодого бойца-узбека Жуманияза Хаитова. Подобных подвигов во время войны были тысячи. Эта заинтересовала географически, события, в ней развернувшиеся, связали не кровным родством две страны.
В тот же вечер Камиль находит через интернет и автора этой статьи Леонида Михайловича Ветштейна.

В канун дня Победы в 2011 г. Камиль решает совершить велотур по Узбекистану Фергана - Самарканд. В планы входит заезд в село Дебаланд, где проживал герой этой истории Жуманияз Хаитов, для отдания почести воину, так как и сам является воином-интернационалистом.

Путешествие длилось всего неделю. Оказывается этого достаточно, чтобы совершить что-то значимое для себя и для людей. Для любителей путешествий и приключений с удовольствием с позволения автора публикую его рассказ.

Велотур Фергана-Самарканд.


День первый.
Как я вам уже рассказывал, есть у меня хороший друг Акрам-ака, который 1994 году на велосипеде совершил хадж в Саудовскую Аравию и в 2006 году поехал на второй тур в Германию на чемпионат мира по футболу. Честно, я завидую его путешествиям. И поэтому в 2011 году в конце апреля хотел себя проверить немного на «дальние» расстояния. От Ферганы до Самарканда, дальность около 600 км. Готовился немного, в основном купил запчасти для велика. Покрышки, камеры, насос, ключи разные и еще некоторые мелкие детали. Для себя тоже одежду на всякие случаи. Самое трудное было «чухнуть» из дома. А для этого я каждый день вечером рассказывал домашним всякие рассказы о велотуризме, о его пользе на здоровье человека. Жена как-будто знала, что я готовлюсь к «чему-то». Итак, я готов к поездке. 23 апреля рано утром попрощался с домашними и начал свою первое велопутешествие на не очень дальнее расстояние.
Ранним утром, когда невестки махалли начали поливать и подметать улицы, я выехал в путь. Мне казалось, как-будто невестки, провожая меня, поливают мою дорогу. Приятный старт. За 2,5 часа проехав 60 км, доехал до Коканда. Заходил на Кокандский базар запчастей, купил еще кое-что, что не нашел на своих базарах. Поехал дальше в сторону Камчикского перевала. Дорога отличная. Камчикский перевал на карте указан высотой 2267 метров над уровнем моря. Но для облегчения подъема построено там два тоннеля. По этому где-то 2000 метров есть. И это самая высокая, самая трудная часть моего велотура. После Сырдарьи я сразу почувствовал, что начался подъем к перевалу, не очень резкий. Но через 20-25 километров, я с трудом начал крутить педали, часто отдыхал, каждые 4-5 километров. И температура воздуха не щадила меня. Некоторые грузовики сигналили, предлагали помощь, якобы могут доставить меня до вершины. А я отказывался, таков у меня был девиз «Только экологически чистый транспорт до Самарканда».
Случайно заметил чайхану, где остановились мои чешские друзья Мирослав и Катя в июле 2010 г. На фото это их велики. У Мирослава велик был с прицепчиком. Я тоже сфотографировался приблизительно в том же месте. Может, эту фотку им отправлю.



На перевале очень много чайханы. Там очень прохладно. Но поднимающиеся наверх грузовики, обгоняя меня все время «давили» угарным газом. Это самое неприятное, что мне запомнилось.



Не доходя 8-10 километров до первого тоннеля, вышли из строя педали велика. Полетели оба подшипника из-за большой нагрузки. Запчастей таких у меня не было. Не знал что делать. Решил подняться пешком. Последние 2-3 километра до тоннеля мне показалось, что я толкаю мотоцикл, а не велосипед. Ну, наконец-то, увидел я большую нору, это был первый тоннель! В начале тоннеля же я почувствовал облегчение. От мучительного подъема дорога менялась на умеренный спуск. На территории тоннеля нельзя фотографироваться, поэтому я тоже как законопослушный гражданин не стал этого делать. Но после тоннеля снова начал снимать красоту природы.





А после второго тоннеля уже крутой спуск. Спидометр показывал, что еду на скорости 50 км/час. Использовал оба тормоза, передние и задние. На скорости более 50 км/час велик просто стал неуправляемым. Отличная скорость для сломанного велика. Кое-как добрался я до Ангрена. К этому времени уже наступил вечер. Решил остаться ночевать у одного знакомого. За ранее позвонил ему, узнал дома ли он:
- Здавствуйте Сабит ака!
- Здравствуй Камиль, как дела, ты где?
- Я в Ангрене ака, хотел зайти к вам.
- Ну, в чем же тогда проблемы, заходи, я дома - сказал он бодро.
- Сейчас зайду.

Когда заходил к нему, он не вскрывая удивление свое:
- Ты что?! Приехал на велосипеде?! - смотрел не на меня, а на велик - вот ты шутнииик!
- А что, утром выходил из дома, а вечером уже у вас - скрывая усталость, тоже отвечаю бодро.
Вечер Ангрена прохладный, дул свежий, горный ветер. Ужинали, пили чай, беседовали на разные темы. Я ему не говорил о поломке велика. Он сам, наверно, заметил по моему виду, что я сильно устал, сказал:
- Ты наверно устал, давай отдыхай!
Я с удовольствием пошел спать. А уснул я очень быстро и спал как мертвый…

День второй.

Утром рано вставал. Недалеко от дома Сабир ака находится местный рынок Ангрена. Сказав Сабит аке, что мне надо сходить на рынок, поехал в сторону рынка запчастей. Немного поискал, расспрашивал:
- Привет, брат, у тебя нет таких запчастей? - показываю болтающиеся педали.
- Нееет брат, эти германские что ли? Ты вряд ли такие здесь найдешь - машет головой продавец.
Иду дальше с таким же вопросом. Только в одном месте парень немного посмотрел на поломки:
- Есть такой вариант, брат: надо удалить весь комплект и снова собрать уже нашими запчастями - не отрывая глаз парень от педали - только немного потрудиться надо!
Я намек понял:
- Ну конечно, заплачу сколько скажешь - я знал по его глазам, что он много не берет за услугу - только как видишь мне далеко надо ехать, допустим до Бухары.
- Ээээ, ака, запросто! Вот я сам на таких езжу - показывал свой велик. Увидев его велик, убедился, что не врет.


Парень взялся за работу. Когда открыл подшипники, вместо подшипников посыпались оттуда мелкие стружки.
Видно, здорово я их нагрузил. Помогал и я парню, заодно спрашивал, как его зовут. Через полтора-два часа Павел сказал, что все готово. И брал совсем немного денег за запчасти и за услугу.
Давая ему деньги:
- Молодец, Павел! Большое спасибо! Чтобы я без тебя делал? - поблагодарил его от души.
- Брат, только через 100-150 километров их надо будет еще раз отрегулировать, вы сами видели, как это делается - тоже радостно.
- Ага, еще раз огромное спасибо тебе, Павел - протянул ему руки. Мы попрощались, я вышел с рынка, как будто свалились горы с плеч моих. Позвонил Сабит аке, попрощался и с новыми запчастями я уверенно «летел» в сторону Охангарана. Дорога Ангрен-Охангаран просто супер! И до центра Алмалыка даже. В Алмалыке сделал маленький перерыв, разглядел на центр, странный памятник в круге центра.


Немного отдохнув, поехал в сторону Пскента. Дорога Пскента все хуже и хуже. Я нервничаю, ругаю дорожников. Но, через 5-6 километров началась новая дорога, абсолютно ровная, аж душа радуется. Проехал Пскент, но, не добираясь до Букинского населенного пункта, уже стемнело. Мне надо было поискать место для ночлега. Еду почти по безмашинной дороге. И вдруг кто-то вдоль дороги :
- Подождите брат, помогите, пожалуйста - из темноты какой-то простой сельский мужик.
- Да, брат, в чем дело? - остановился я.
- Помогите, пожалуйста - немного затруднялся объясниь ситуацию - вот, ишак мой дурак, в темноте не видит, где разворот дороги - смеялся радостно.
- А что от меня требуется, чтоб я показал ему дорогу - тоже пошутил.
- Нееет брат, вы просто постойте здесь, я подгоню его, увидев вас, он пойдет к развороту, а то следующий разворот огооо где - и только теперь удивленно разглядел на мои снаряжения и побежал за своим ишаком.
Действительно, я просто стою, ишак прибежал и увидев меня пошел в другую сторону дороги через разворот.
- Ой, слава Аллаху, вот сколько время мучаюсь из-за дурацкого ишака - прибежал ко мне хозяин ишака - а вы видимо гость, откуда едете?
- Да брат, я гость из Ферганы, еду в сторону Самарканда, если рядом есть чайхана или гостиница, я должен остаться для ночлега - как бы объяснил тоже свою ситуацию.
- Да вот же чайхана, за большими деревьями, почти за дорогой, пойдемте покажу, а за ишака уже не беспокойтесь, он сам доберется домой - он передо мной пошел в сторону больших деревьев.
Он мне показал чайхану. Я его, он меня, поблагодарили друг-друга, попрощались. Под большими деревьями меня встретила маленькая чайхана из 5-6 кабин, отдельная казанная и тихо играла медленная узбекская классическая музыка.

Чайханщик тоже удивительно смотрел на меня. Подхожу к нему:
- Салямалайкум!
- Салямалейкум!
- Туристам есть места для ночлега - спрашиваю.
- Вы одни, или… - задумался он, смотрел в сторону дороги.
- Да конечно ака, один. Еду из Ферганы, в сторону Самарканда, второй день на дороге - как будто давал полный отчет, все равно он это будет спрашивать.
- Иностранных туристов много раз встречал здесь, и на велосипеде тоже, но наших вижу впервые - немного улыбался - заходите, присядьте пока, пейте чай, я ребятам скажу, вам подготовят кабину - пригласил за стол. Ой, как не хотел я сесть на эти стулья. Они были из советских времен, школьные и еще с партой.


Я не хотел сесть не из-за того, что они старые, просто отсюда хорошо были видны мягкие курпача (намного мягче чем матрасы). Но не удобно отказать, сел и с ним сделали «омин». Он мне налил зеленый чай. Видимо он этот чай заварил для себя, он был очень крепким и вкусным. Он все равно еще много спрашивал откуда, куда, зачем…
Беседуя с ним, я немного «остыл». Взял свои туалетные принадлежности, полотенца и пошел купаться к арыку. Вода была очень холодная.

После сидел с ним продолжал чаепитие. Пришли гости, он пошел обслуживать их. Я позвонил домой, успокоил их, что у меня все нормально, вот сижу в чайхане, отдыхаю. Услышав мой голос, и даже приятную музыку они успокоились. Домашних успокоил, пошел отдыхать подготовленный за мной кабинет. Под приятной музыкой я быстро заснул…

День третий.

Вечером не заметил как-то, утром увидел туалет чайханы. Удивительно простой, очень даже экономичный и с супер-кондиционированием. Мне казалось, такой туалет можно построить даже без средств. Кажется, эта чайхана зимой не работает, по этому и туалет исключительно летний.

Перед уходом хотел рассчитаться с чайханщиком, но он отказался брать деньги за услуги:
- Нееет брат, мне не удобно, стыдно не будет? Вы гость все-таки - он никак не хотел брать деньги. Я тоже поблагодарил его от души и в путь. Мне надо было догнать потерянное время, из-за той поломки велосипеда. Сегодня должен был добраться до Джиззака. Это от Букинского района где-то 130 км, если не больше. Сегодня с утра температура выше, чем вчера. К обеду стал еще жарко. Когда остановился на короткий перерыв, я заметил загар. А после обеда стало еще жарче, не привычная погода к концу апреля. Но надо было добраться до Джизака. Наконец-то появился пропускной пункт Джизакской области. На табло указано до города 63 км.

 
Когда остановился отдыхать все время пил воду. И за одно отвечал на пропущенные звонки. Днем все время звонили с работы. Иногда отвечал и решал вопросы как будто сижу в рабочем кабинете. Вот, например, на фото я выполняю задачу по сдаче черного металла за апрель месяц ;)


При подходе к городу уже стемнело. Пришлось включить фары. И в Джизаке меня ждали знакомые Махмуд ака. Мы с ним познакомились в санатории «Чимион», когда отдыхали. Почему знакомые, потому что он в это время отдыхал в санатории в моем районе. Перед отъездом я к нему заходил в санаторий, тогда он сказал, что мне надо обязательно зайти к нему домой. Подъезжаю в город, позвонил Махмуд аке в Фергану, где он отдыхает:
- Саламалуйкум, Махмуд ака!
- Ооооо! Я ждал вашего телефона. Где вы?
- Привет от ферганцев из Джизака отдыхающим в Фергане жизакцам! -сам еле разобрался, что сказал.
- Ого! Вы уже в Жизаке? Я позвонил домой сыну и друзьям, вас уже ждут. Быстро зайдите ко мне домой - шутливо приказал.
- Хоп, ака, мне уже позвонил ваш сын, спасибо, еду к вам.
Действительно при подходе к нему домой меня ждали сын и два друга Махмуд ака. Встретили со всеми почестями. Дома уже был накрыт стол. Как сели за стол сразу принесли символическую Джизакскую самсу. Друзья Махмуд ака были очень дружелюбные. Предложили обмыть мою поездку и приезд в город Джизак на велике. Не смог отказать от рук таких замечательных людей. Но, мне всего 50 грамм пошло как целая бутылка. И они тоже это заметили. За достарханом планировали завтрашний день, они хотели показать мне достопримечательности города, обсуждали, где делают хороший плов, шашлык. Я знал мне не «избавиться» от них и самому интересно было общаться с довольно простыми и общительными людьми.



Ферганский плов, 9 мая, День Победы, велотур, Камиль

Previous post Next post
Up