Навеяно обсуждениями в дзене
Мои учителя. Кого помню
1-4 классы
Серафима Петровна засл уч СССР. Учился год из них почти 7 месяцев болел.(50-я шк). Запомнилась своим необычным именем, очень немолодая бабушка.
Анна Аркадьевна Большун 2-4 кл шк 38. Дала мне многое. Болел все время. Приходила домой, общалась и со мной и с бабой Асей, пила чаи. Очень хорошо ее помню. С ее подачи вокруг меня постоянно были одноклассники, помогали, играли, дружили.
5-6 в шк 38
√ Ирина Алексеевна Бекузарова. Рус и лит. Кл рук. Властная и умелая. Организатор учения. Я к ней хорошо относился, хоть и не любил.
√ остальные не запомнились по именам. Образ есть в памяти:
√ уч труда
√ уч музыки. Мне ее было жалко, ее почему-то класс не любил и доводил до истерики, нарочно портя песни.
7-11 кл в шк 43
√ Кл рук Суровцева Римма Петровна. Учитель химии. Строгая (а как иначе в кабинете с газовыми горелками на столах и регулярными лабораторками с реактивами?) и справедливая. Я сидел в самом конце класса и старался все запоминать. Благодаря ей я, в ВУЗ поступая, сдал химию на 5 совершенно не готовясь. Натаскала! Спасибо ей.Как я вычитал в интернете, она "окончила факультет естествознания Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в 1958 г., кандидат химических наук, профессор; 1958-1968 - учитель химии; 1968 - методист, заведующая кабинетом химии, заведующая научно-методической лабораторией химии, заведующая кафедрой химии Московского института усовершенствования учителей; заслуженный учитель школы РФ; автор около 200 печатных работ, связанных со школьным химическим образованием" -
http://viperson.ru/people/surovtseva-rimma-petrovna. С нею были связаны некоторые сложности в ее личной в те годы жизни, которые обсуждались в классе очень бурно. Потом я попал в класс, где руком была…
√ Кл рук Татьяна Михайловна Архипова. уч матем. Нервная, не очень знающая математику. Были любимчики. Она и меня пыталась включить в их число, но я сторонился. У меня вообще было настороженное отношение к учителям в этой школе. Были более интересные, о них и скажу.
√ Елена Ивановна (фамилию не могу вспомнить!). уч лит рус. Красивая, холодная, очень знающая и понимающая меня. К сож., она ушла в декрет в 8- классе.
√ Сменила ее картавая еврейка Нора Соломоновна. Я с ней был в конфликтах регулярно, т.к. она вела "правильные" взгляды на книги, а я бунтовал. Помню 2 таких истории.
1) книга "Молодая гвардия" вызвала у меня протесты по поводу суконного языка и лживого содержания. Я считал, что автор написал ее как очерк, практически не изучая материала, а для заполнения объема налил косноязычной воды. При этом оболгал некоторых истинных героев. Ее это просто бесило, но, т.к. я аргументировал языковые проблемы примерами из текста, а способ написания книги - просто сводкой времен создания книги из жизни автора, то возразить она так и не смогла. Вынуждена была положительные отметки ставить за сочинение.
2) Образ Аксиньи из "Тихого Дона". Мне она, несмотря и на игру Элины Быстрицкой и тексты в учебнике, казалась (и по сей день) отвратительной. Не буду теперь перечислять аргументы, однако в домашнем сочинении по этому образу я высказался по полной. Это была прямо пощечина русичке. Она чуть не орала. Но я перед классом прочел свою работу. Результат - никто не смог выступить против.
Я вообще, любил точную аргументацию, острое слово и отстраненность как от официоза, так и от затягивания меня в какие-то компании -за или -против.
С тех пор она меня обходила как мину с вытащенной чекой, в конце учения я ей написал громадное сочинение по Станиславу Лему по "Магелланову облаку" с подробным разбором как сюжета, так и философии в книге. Оно мадам понравилось.
√Еще был учитель истории и обществоведения. Его ребята страшились и ненавидели, поговаривали, что он пристает к нашим девушкам. Я ничего такого не замечал. Историю он давал вполне ясно, я у него отлично учился и, спасибо ему, до сих пор хорошо в ней ориентируюсь. Обществоведение пришлось на последние годы Хрущевской эпохи с ее Программой Партии и всякими моральными кодексами строителя коммунизма. Мне это все казалось интересным и даже увлекательным. Я в 11 классе даже записался в ЮЧЗ Ленинки чтобы в специальной атмосфере большого зала читать Энгельса и Маркса, а Ленин ПСС пятого издания у нас был дома. Там я познакомился со своей первой настоящей любовью на полгода. Очень потом тосковал по ней несколько лет приезжал в ее двор и сидел там, вспоминая.
Зал был чудесный, длинные широкие столы с стоячими лампами с зелеными стекляннымии колпаками, высоченный, потолок был всегда в глубокой тени, вокруг зала шла галерея со стеллажами, а первый этаж - сплошь в книгах… Мне ТАК там нравилось сидеть вечером после уроков в тишине, делать какие-то домашние задания и читать, читать.
А с этим преподавателем на моем экзамене в выпускном классе вышла такая забавность. Экз включал в себя и обществоведение. И вот по нему вопрос: "Общественные организации в СССР". Я усердно перечисляю профсоюзы, всякие кассы взаимопомощи и пионерские-комсомольские и... все. А он мне и задает вопрос: - А еще одна важная организация... Молчу, ибо не понимаю, вроде бы все перечислил важные-то. Он ждал-ждал и подсказывает: - А Партия?. Ох, меня же кипятком облило. Думаю, а как выкрутиться-то. Ну и сказал, мол партия не открытая организация, туда для вступления надо многим требованиям соответствовать, а я перечислял открытые - в которые все могут вступать. Поулыбался он, но поставил четверку. Ч уж думал трояк вкатит...