Не секрет, что грабежи банков в Америке уже давно приобрели статус своеобразного спорта. Но когда же было совершено самое первое банковское ограбление в США? DOBIZHA приоткрывает завесу тайны.
Взгляните на этот портрет, написанный в 1829 году. Кажется, ничего необычного - многие художники посвящали свои произведения представителям рабочих профессий. Но, как правило, такие картины представляли собой живописание суровых трудовых будней рабочего люда, а в данном случае мы видим парадный портрет, сделанный явно на заказ. Можно, конечно, предположить, что это влиятельная и богатая персона, человек, решивший продемонстрировать свою близость к простому народу, и таким образом увековечить себя. Но это не так. На портрете изображен самый обычный кузнец по имени Пэт Лион. Так, чем же он знаменит, и главным образом, откуда у кузнеца деньги, ведь во все времена заказ портрета у художника - не дешевое удовольствие. Нет, он не ограбил банк, но имел к нему отношение, и даже разбогател на этом.
Джон Нигл «Патрик «Пэт» Лион» (1829).
Музей Академии изящных искусств, Пенсильвания
1781-й - год основания Банка Северной Америки. До 1783 года он выполнял функции центробанка. В нем хранились деньги Конгресса, печатались банкноты, которые были обязаны принимать по номиналу все государственные учреждения, и это был единственный в то время банк, имевший право работать на территории страны. В 1783 году он получил коммерческую лицензию и превратился в Банк штата Пенсильвания.
До 1798 года в США не случалось ни одного банковского грабежа. В конце лета в Филадельфии вспыхнула эпидемия желтой лихорадки. Многие покинули город, спасаясь от свирепствовавшей болезни. Другие были вынуждены остаться. Около 1 300 человек умерли быстрой, но ужасной смертью.
Один из тех, кому посчастливилось бежать, Кузнец Патрик «Пэт» Лион. Вместе со своим 19-летним учеником он сел на борт небольшого парусного судна и отправился в путь. Однако к тому времени, когда они высадились в Льюистауне, штат Делавэр, юноша был уже болен. Через два дня он скончался.
Пэт Лион пребывал в отчаянии, но вскоре произошло событие, которое и вовсе вывело его из себя. До Льюистауна докатились новости, что в самом крупном городе страны и финансовом центре, в Филадельфии, откуда сбежал Лион, произошло ограбление банка Пенсильвании. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1798 года из «Зала Плотников» банка грабители вынесли огромную сумму $ 162 821.
Пэт Лион был чрезвычайно заинтересован в газетных сообщениях о грабеже. Ведь это именно он в авральном порядке перед бегством из города менял и налаживал замки на дверях банковского хранилища. Для Лиона это означало не только удар по профессиональному самолюбию, но еще угрозу подозрения в причастности к преступлению.
Предвидя возможные вопросы полиции, Лион стал прокручивать в памяти события последних месяцев. Прежде всего, он пришел к выводу, что это была «внутренняя работа». Ограбление произошло тихо. Грабитель или грабители действовали тайно, в вооруженное столкновение с охраной не вступали, и во время грабежа никто не пострадал. Все это указывало на то, что преступники знали «внутреннюю кухню» банка, возможно, даже принимали участие в его строительстве или реконструкции.
Подозрения Лиона пали на плотника Самюэля Робинсона и его компаньона, которые пришли к нему в мастерскую с заказом от банка Пенсильвании. Робинсон представился кузнецу, как бригадир плотников, которому поручены работы на реконструкции банковских хранилищ. Когда Лион дал согласие на сотрудничество, Робинсон и его приятель принесли в мастерскую две железные двери и сказали, что необходимо заменить фурнитуру и замки. Осмотрев двери, Лион согласился с тем, что замки, действительно, выглядят неважно для такого серьезного объекта, и пообещал поставить на двери запоры более сложной конструкции.
Только теперь Пэт Лион отнесся со всей подозрительностью к этим визитерам и тому, как приятель Робинсона с интересом вникал во все детали производства замков и технологий, которые использовал при этом Лион.
Решив не дожидаться визита полиции, Лион сам отправился в Филадельфию, чтобы высказать свои предположения о виновнике ограбления. Но в родном городе к его разоблачениям отнеслись скептически. Констебль Джон Хейнс немедленно взял его под стражу, а когда выяснилось, что в этом самом ограбленном банке у Лиона лежит вклад на $ 1 400, и он является владельцем собственного магазина, подозрения только усилились. Хотя, скажем прямо, это представляется странным, если учесть, что из банка было украдено в десять раз больше. Тем не менее, полиции нужно было за что-то ухватиться, и Пэт Лион был взят под стражу. Банковские служащие и полиция были уверены, что, имевший дело с замками в дверях денежного хранилища, Лион изготовил для себя дополнительный комплект ключей. Президент банка и главный кассир вместе с полицейскими также сочли, что отъезд Лиона в Делавэр выглядит подозрительным и означает, ни что иное, как побег с награбленным. Для освобождения Пэта Лиона на период проведения следствия был назначен неподъемный залог в размере $ 150 000.
В тюремных застенках пришлось нелегко - в Филадельфии продолжала свирепствовать желтая лихорадка, и тюрьма не была исключением. Лион не рассчитывал, что сможет выйти живым. Сидя в одиночке 12×4 фута, получая скудное питание, в сырости и холоде, Лиону ничего не оставалось, кроме как молиться и полагаться на благосклонность судьбы или благоприятное стечение обстоятельств. До него доходили слухи, что по аналогичным обвинениям задержаны еще несколько человек. Как минимум, двое банковских охранников, которых также пытались связать с кражей. В итоге судьба, действительно, обратилась лицом к Лиону, но дальнейшие события напоминали фарс.
Расследование, в конце концов, подтвердило предположение Лиона. Как оказалось, он практически не ошибся. Самюэль Робинсон, действительно, оказался причастным к преступлению. Только действовал он не один. Робинсон привлек к плану грабежа своего подчиненного, члена Общества плотников, Исаака Дэвиса. Также в деле участвовал человек из банка, швейцар Томас Каннингем, который в ночь ограбления прятался в Зале Плотников. Именно Дэвис сопровождал Робинсона, когда они приходили к Лиону, он был тем человеком, который проявлял горячий интерес к работе кузнеца, и особенно к замкам, которые он намеревался поставить на двери денежного хранилища.
Пара плотников, по-видимому, решили, что придумали идеальное преступление. Все получилось, как задумано, правда, Самюэль Робинсон, умер от желтой лихорадки через несколько дней после грабежа. А оставшиеся преступники совершили классическую ошибку грабителей банков - они стали тратить свои деньги. Необузданные траты не ускользнули от внимания полиции, для которой раскрытие кражи являлось приоритетным делом.
Сразу после ареста, Дэвис дал признательные показания и заключил сделку со следствием. Губернатор Пенсильвании согласился на помилование в обмен на то, что Дэвис вернет все деньги, а также подробно расскажет об ограблении все, что ему известно, чтобы это помогло усилить безопасность американских банков.
А что же Пэт Лион? Удивительно, но грабитель Дэвис ни дня не провел в заключении, а невиновный Лион продолжал томиться в тюрьме. Более того, когда грабители были уже пойманы, кое-кто в полиции продолжал настаивать, что кузнец был посвящен в план ограбления и участвовал в нем. Якобы он таки изготовил комплект ключей от денежного хранилища. Еще несколько недель он продолжал сидеть, пока окончательно не был оправдан.
Выйдя на свободу, оклеветанный и оскорбленный Пэт Лион, решил, что будет справедливо, если он получит компенсацию за свои страдания. Во-первых, менее чем через год после выхода из тюрьмы он опубликовал книгу об этом деле, а во-вторых, подал судебный иск против банка Пенсильвании и правоохранительных органов штата.
В 1805 году ведущие юристы того времени готовы были сражаться друг с другом, чтобы участвовать в резонансном деле. Гражданский иск Лиона адресовался президенту банка Пенсильвании Самюэлю М. Фоксу, главе кассовой службы Джонатану Смиту, члену совета директоров банка Джону Клементу Стокеру и констеблю Джону Хейнсу. Интересы обеих сторон защищали известные юристы. На стороне ответчиков выступал Джаред Ингерсолл - филадельфийский юрист, который был делегатом Второго Континентального конгресса, поставивший свою подпись под Конституцией США от штата Пенсильвания. До 1799 года, а потом с 1811 по 1817 годы он занимал пост Генерального прокурора штата.
Джаред Ингерсолл
Другим защитником ответчиков был Уильям Рол - действующий окружной прокурор Пенсильвании, назначенный на эту должность лично Джорджем Вашингтоном.
Уильям Рол
Адвокатами Пэта Лиона выступили Александр Дж. Даллас, который позже будет назначен секретарем казначейства США и Джозеф Хопкинсон, один из наиболее опытных юристов страны, сын Фрэнсиса Хопкинсона, создателя американского флага и одного из подписантов Декларации Независимости США от штата Нью-Джерси, федерального судьи США.
Александр Дж. Даллас
Джозеф Хопкинсон
В зале суда побывали около двух десятков свидетелей. Адвокаты ответчиков видели единственный приемлемый вариант в сложившейся ситуации - доказательство отсутствия злого умысла в удерживании истца под стражей.
После четырехчасового совещания присяжные вернулись с вердиктом в пользу Пэта Лиона. Государство вместе с банком Пенсильвании обязывались выплатить Лиону $ 12 000. Два года после этого ответчики апеллировали, но все чего им удалось добиться - снизить сумму до $ 9 000. Такое окончательное решение вынес суд в марте 1807 года. С учетом выручки за проданную книгу в $ 2 000, Пэт Лион получил весьма внушительную сумму, что позволило ему доживать свои дни в финансовом комфорте. Говорят, что он стал успешным производителем паровых пожарных машин.
Следующее задокументированное ограбление американского банка состоится только лишь в 1831 году. Оно также произойдет тихо и бескровно. После этого наступит долгий перерыв, после которого в 1863 году случится настоящее вооруженное ограбление. Во время него уже погибнут люди, и с этого момента начнется череда банковских грабежей непрекращающаяся по сей день.
Источник