Ровно 70 лет назад, 15 августа 1946 года, в советских газетах было опубликовано знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», положившее начало многолетней кампании по борьбе с «очернителями советской действительности», «безродными космополитами» и «низкопоклонством перед западом». Начавшись с художественной литературы, она вскоре перекинулась на другие сферы общественной жизни, в том числе — на историю.
Одним из главных направлений этой кампании стала навязчивая пропаганда подлинных и мнимых российских изобретений, многие из которых на проверку оказывались вымыслами и мистификациями. Применительно к авиации и воздухоплаванию это выразилось, прежде всего, в том, что вновь вытащили из нафталина давно разоблаченную фальшивку XIX века о «подьячем Крякутном», якобы изобретшем в 1731 году воздушный шар и летавшем на нем, а также - о якобы успешном полете самолета Можайского, который на самом деле никогда не отрывался от земли и в принципе не мог этого сделать по своим техническим характеристикам.
Однако этими двумя примерами дело не ограничивалось. В 1950 году в издательстве «Молодая гвардия» под редакцией Василия Захарченко (будущий главный редактор журнала «Техника - молодежи») был издан большим тиражом роскошный фолиант
«Рассказы о русском первенстве». В этой прекрасно изданной и богато иллюстрированной книге можно было прочесть о том, что едва ли не все выдающиеся изобретения за последние 600-700 лет появились в России, а Запад только и делал, что воровал и мошеннически присваивал себе эти изобретения.
Приведу несколько характерных цитат из авиационного раздела книги со своими комментариями. Уже в самом начале раздела написана совершенно удивительная вещь:
«В 1909 году в Москве был построен военный самолет специального назначения - предшественник современных штурмовиков. Он имел бронированную кабину, пулемет и прибор для бомбометания. Мотор с толкающим винтом был установлен за спиной летчика и не мешал ему обозревать местность. Самолет легко разбирался на отдельные части для транспортировки к месту полета. Самолет был первой двухфюзеляжной машиной с хорошими летными качествами».
В 1909 году, Карл! При том, что первый документально зафиксированный полет самолета российской конструкции, построенного инженером Кудашевым, состоялся только в конце мая 1910 года. Разумеется, никакой брони, пулемета и прибора для бомбометания на нем не было, да и к двухфюзеляжным машинам он не относился. Примечательно, что в книге не сказано, кто именно был разработчиком мифического «предшественника штурмовиков с хорошими летными качествами».
«В те же годы талантливым авиаконструктором Д. П. Григоровичем была создана первая в мире летающая лодка. Двухместная лодка Григоровича постройки 1914 года показала скорость 125 километров в час. Самолеты этого типа обладали прекрасными летными качествами. Эти самолеты положили начало военно-морской авиации».
«Первая в мире летающая лодка Григоровича» М-1 была переделкой французской летающей лодки «Доннэ-Левек», приобретенной российским военно-морским ведомством в апреле 1913 года и после аварии поступившей в ремонт на петербургский завод Щетинина, где в то время работал Григорович. Ее максимальная скорость составляла 90 км/ч.
«Кстати, на летающей лодке Григоровича во время первой мировой войны была впервые в мире установлена воздушная радиостанция. Таким образом, была доказана возможность использования радиостанций на самолетах».
Первые опыты по установке на самолете «беспроволочного телеграфа» и двусторонней радиосвязи с землей проводились английским лейтенантом Джеймсом весной 1913 года, более чем за год до начала Первой мировой войны. Радиостанция была им установлена на биплане RAF B. E.2a. А во времена ПМВ радиофицированные двухместные и многоместные самолеты были уже вполне обычным явлением.
«Отметим, что в эти же годы (речь идет о периоде Первой мировой войны) наиболее опытные зарубежные авиаконструкторы - Блерио, Кертисс и Совпич (вообще-то, он Сопвич) безуспешно работали над двухмоторными самолетами. Французские конструкторы самолетов даже в 1924 году полностью копировали „Илью Муромца“, настолько сильно он опережал по своим достоинствам заграничную воздушную технику».
Здесь вообще всё феерично. У советского читателя должно создаться впечатление, что во времена ПМВ нигде в мире, кроме как в России, многомоторных и даже двухмоторных самолетов не было, поскольку «наиболее опытные зарубежные авиаконструкторы» так и не сумели их построить. Разумеется, откуда же ему знать о том, что в 1915-18 годах в Германии, Англии, Франции и Италии были построены сотни подобных машин, которые активно применялись в боях, а многие из них значительно превосходили по своим параметрам «Илью Муромца»? Ведь об этом в советских книжках сталинских времен ничего не писали. А если бы кто-то написал, то его тут же обвинили бы в «низкопоклонстве», как говорится, со всем вытекающими...
Ну а бред о том, что во Франции в 1924 году (!), якобы копировали «Муромца», даже комментировать не хочется.
И еще один очень симпатичный момент: в «Рассказах о русском первенстве» подробно описаны самолеты-гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец» - действительно выдающиеся машины, однако, так и не названа фамилия их создателя. Думаю, не надо объяснять, почему.
«Еще более удачно (чем „Муромец“) был сконструирован инженером Слесаревым воздушный гигант „Святогор“, самый крупный по тому времени самолет в мире».
Во-первых, «Святогор», не был самым крупным. По длине фюзеляжа, размаху крыльев и взлетной массе он меньше немецких «Цеппелин-Штаакенов». А во-вторых, автор почему-то «забыл», что этот «удачно спроектированный» самолет на самом деле был спроектирован настолько неудачно, что он
вообще не смог подняться в воздух. Впрочем, я вполне допускаю, что автор это прекрасно знал и помнил, но намеренно утаил от читателей.
«Первый самолет, построенный советскими авиазаводами, был разведчик Р-1, обладавший прекрасными летными качествами».
И зачем советскому читателю знать, что Р-1 это копия английского разведчика De-Havilland DH-9а?
«В 1926 году известный авиаконструктор А. Н. Туполев построил первый военный цельнометаллический самолет - разведчик АНТ-3».
Разумеется, первый, а как же иначе? Ведь до него не было никаких цельнометаллических «Юнкерсов», выпускавшихся в СССР по лицензии на концессионном заводе в Филях. Да и в Первую мировую войну тоже
ничего подобного не было...
В общем, замечательная книжка. В ней, как в маленьком, но богато разукрашенном зеркальце отразилась лживость и фальшь сталинской пропаганды, которая могла процветать только в условиях тотального контроля над информацией и непроницаемого «железного занавеса». Кто-то хочет вернуться в те времена? Тогда ему для начала надо запретить спутниковые «тарелки», закрыть все негосударственные издательства и телерадиокомпании, ну а главное - отключить интернет.
Источник:
http://vikond65.livejournal.com/521922.html