Городские чиновники из этой заметки чем-то напоминают молодых (или не очень молодых) учёных, которые, пытаясь доказать теорию, подгоняют под неё доказательства и отметают противоречащие факты. С таким подходом они поймут, что наворотили, только когда город встанет. А произойдёт это, кстати, скоро. Если точнее, то через 24 дня, в День Знаний.
Хлопок одной ладонью
Итак реконструкция центра Москвы по программе «Моя улица» подходит к окончанию (но следующим летом
продолжится). И чиновники отчитываются в том, как у них всё прекрасно. В качестве неоспоримого преимущества проведённой работы Центр организации дорожного движения (ЦОДД ) сообщает, что на улицах, переживших реконструкцию, резко уменьшилось количество ДТП.
«В первом полугодии 2014 года на Мясницкой было зарегистрировано 45 ДТП. А после реконструкции число аварий здесь уменьшилось в 2 раза - до 23 (за аналогичный период 2016 года). На Большой Дмитровке реконструкция позволила снизить аварийность почти в пять раз - 118 ДТП в 2012 году против 24 аварий за аналогичны период 2016 года. На отремонтированной Малой Бронной число аварий и вовсе упало почти до нуля - в 2016 году здесь зарегистрировано всего одно ДТП».
Статистика и правда впечатляющая. Да вот только связана она с тем, что по всем трём улицам теперь на машине не проехать. На них после реконструкции оставили по одной полосе движения в одну единственную сторону. ДТП на такой улице - всё равно, что хлопок одной ладонью. Если кому интересно посмотреть, как там теперь не происходит транспортного коллапса, приходите летним вечером на Патриаршие и походите среди стоящих и гудящих на Малой Бронной машин. Местные жители вон уже походили, послушали и
взбунтовались.
Фото: Алексей Коновалов / Мослента
«Общий вывод очень понятный - нам удалось увеличить уровень безопасности и сократить аварийность. При этом пропускная способность совсем не снизилась», - рассказывает руководитель ЦОДД Вадим Юрьев.
Но со статистикой ДТП возникает ещё одна проблема. Да, на этих улицах, где машины практически не движутся, ДТП стало меньше, но никто не даёт информации по соседним. Идеологи программы «Моя улица» твердят, что машины должны уехать из центра. Но, уехав из центра, они не исчезнут. И там, где их количество резко возрастёт, вырастет и количество ДТП. Но мы сосредоточились на трёх улицах в центре.
Пропускная способность улиц
В отчёте чиновников много цифр: 4,1 метра была ширина полосы для автомобиля, теперь будет 3,25 метра. Оставшиеся 1,7 метра получат велосипедисты. Или вот ещё: появится 7,5 км новых полос для движения общественного транспорта, в том числе выделенные полосы в обоих направлениях, что позволит увеличить «провозную способность некоторых маршрутов на 30-50%». Есть и про пешеходов: «Число гуляющих людей на Мясницкой улице с 2014 года выросло в два раза - до 5,2 тысяч в 2016 году».
Сплошная доказанная польза. Только одной цифры нет. Того, сколько автомобилей приезжает в центр ежедневно и как меняется их количество. Ну, или средней скорости движения этих самых автомобилей. Потому что я не понимаю, как ещё можно подсчитать пресловутую пропускную способность, которая, по словам господина Юрьева, «не снизилась».
Отсутствие цифр его ведомство компенсирует уточнением: «При сужении проезжей части пропускная способность улиц не изменилась». И припечатывает в конце тем, что «введение дополнительных полос для общественного транспорта не уменьшит пропускную способность улиц».
Хотя одну цифру ЦОДД всё-таки даёт: «Снижение числа ДТП привело к увеличению средней скорости движения в городе на 5%». Абсолютных значений, правда, не озвучивают. Так и вижу компанию шоферов, курящих на стоянке и делящихся новостями: «Слышь, Михалыч, тут говорят наша скорость на 5% выросла! Ещё немного и вообще полетим».
И, кстати, ещё кое-что про гуляющих по Мясницкой. То, что их количество резко выросло с 2014 года, можно, конечно, увязывать с реконструкцией. Но, может быть, господа реконструкторы вспомнят, что произошло с российской экономикой с 2014 года и куда полетел рубль вместе с ценами на бензин (в стране, добывающей нефть, ага). А кто-то ещё замолвит словечко за платные парковки. Может, дело всё-таки не только в удобной пешеходной среде, но и в том, что сейчас особо не поездишь никуда, потому что дорого?
Мопед не мой
Хотелось бы уточнить. Я очень люблю гулять. Правда. По центру и не только. Ездить мне тоже нравится, но гулять вот люблю. Топтать вот эту плитку новую. Чего не люблю, так это жонглирования фактами и отказа воспринимать реальность.
Ну, а теперь, когда я вроде как оправдался, хочу явить на ваш суд последнее. Это последнее заключается в том, что авторы доклада себе противоречат прямо внутри доклада.
Фото: Алексей Коновалов / Мослента
С третьего раза мы-таки запомнили, что пропускная способность (моих?) улиц не изменилась, а кроме того, скорость по городу выросла на 5%. Так чего ж тогда она при этом упала, дорогие мои:
«Увеличение пешеходов на улице специалисты связывают в том числе и с уменьшением скорости движения транспорта. И этому есть научные подтверждения. Оказывается, соотношение скорости движения пешеходов и автомобилей должно быть 1:10. То есть, если автомобили по улице едут со скоростью 40 км/ч, то и людям комфортно рядом с ними прогуливаться.
Скорость движения потоков не должна отличаться больше, чем в 10 раз. Этот принцип был применён на Садовом кольце. Человек не может ходить со скоростью 8 км/ч, ноги у нас не по два метра. Людям комфортно гулять, когда скорость автомобилей рядом 40 км/ч», - поясняет заместитель главы ЦОДД Александр Поляков. Эксперты прогнозируют, что на отремонтированных улицах в будущем количество пешеходов увеличится еще примерно в 1,5 раза.
Я бы очень хотел увидеть научные подтверждения того, как снижение скорости движения автомобилей по улице не изменяет пропускную способность улицы. Кажется, такие вещи должны быть прямо пропорциональными, если я правильно помню школьный курс математики.
Если кому интересно удостовериться, что я не вырываю фразы из контекста, вот здесь можно почитать этот
opus magnum.
Итог
Мне очень приятно следить за тем, как хорошеет наш город. Правда. Мне даже плитка нравится. Она, между прочим, быстро пропускает воду, поэтому сразу после дождя на некоторых улицах более-менее сухо. На других, правда, плавать можно, но это уже совсем другой разговор - про ливнёвки.
Мне нравится ходить по новым московским улицам после реконструкции. Во время реконструкции, то есть всё лето, то есть, лучшее время года в городе вообще, в центре правда находиться невозможно. Зато, когда работы закончены, красота.
Фото: Алексей Коновалов / Мослента
Но если уж вы, дорогие идеологи «Моей улицы»
возвели в абсолют пешехода или какого-нибудь велосипедиста, так продолжайте молиться своему богу.
Ну, зачем эти реверансы в сторону автомобилистов? Зачем эта маленькая ложь про то, что пропускная способность улиц не снизится? Снизится, ещё как снизится. 1 сентября часам к 10 утра она просто закончится. Вся способность. И город встанет. Встанет надолго, пока городские власти не решат ещё глубже макнуть автовладельцев и не введут, например, право пользования личной машиной для жителей чётной стороны улиц в чётные дни, а нечётной - в нечётные. Транспортный налог не взвинтят раз в 40, не обяжут каждые два года сдавать машину и с доплатой брать новую, чтобы экологические стандарты не опускать.
Как сказал
один урбанист, «арсенал средств, связанных с платёжными обязательствами автовладельца, очень широк, и платная парковка - самое тривиальное. Мы только в первый класс этой школы пошли, причём примерно с 80-летним отставанием от какого-нибудь Детройта или Сан-Франциско, где поставили первые паркоматы. В этой школе ещё очень много классов». Так что готовьтесь, дорогие автомобилисты, готовьтесь. 1 сентября близко.