Почему независимой Украине не удалось создать подводный флот

Apr 27, 2016 16:50

25 апреля министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что его стране предстоит отказаться от планов по созданию подводного флота. Впрочем, за всю историю независимой Украины подводным флотом она обладала лишь формально — единственная подводная лодка «Запорожье» за всю свою историю службы под украинским флагом только однажды выходила в море. О судьбе корабля, определённо незавидной — в обзоре блогов.

Андреевский флаг был поднят на подводной лодке «Запорожье» 22 марта 2014 года, впрочем, уже тогда было понятно, что это жест больше политический. Особой военной ценности корабль собой не представлял. Подлодки этого проекта уже давно выведены из боевого состава российского ВМФ, поддержание «Запорожья» на плаву могло вылиться бюджету в весьма крупную сумму, при том, что корабль считается морально устаревшим.

Об истории и службе подлодки под украинским флагом, которая в основном прошла у причала судремзавода, пишет holy_mozart:

«Первую подводную лодку проекта 641 приняли на службу ВМФ СССР в 1958 году, а строительство последней закончили в 1983-м. В доатомную эру лодки проекта 641 использовали для дальних походов, в частности к американским берегам - это океанские субмарины.

Американцы называли ее «Фокстрот» - субмарина, которая едва не начала Третью мировую войну и была одной из главных героинь печально Карибского кризиса.

Какое значение имели эти субмарины, можно понять из истории, которая случилась во время Карибского кризиса. Во время советско-американского обострения подводные лодки «Фокстрот» патрулировали у берегов Кубы, заряженные торпедами с ядерными боеголовками. 27 октября 1962 года группа из одиннадцати американских эсминцев и авианосца засекла одну из советских субмарин и начала сбрасывать глубинные бомбы, чтобы заставить ее всплыть на поверхность.

Капитан подводной лодки Валентин Савицкий решил было, что ядерная война уже началась, и дал команду приготовиться к стрельбе ядерными торпедами по американским кораблям. К счастью, другой офицер, который был на борту, Василий Архипов, убедил капитана не делать этого, а всплыть и ждать указаний из Москвы.

Так подводная лодка 641-го проекта чуть не стала «Авророй» ядерной войны. Позже американцы признали, что эта угроза была намного ближе, чем все думали, и что «парень по имени Василий Архипов спас мир».

Субмарины «Запорожье» тогда еще не было. Ее спустили на воду 29 мая 1970 года. Под именем Б-435 она вошла в состав Северного флота, и ей тоже пришлось «увидеть мир». Всего за свою службу субмарина совершила 14 дальних походов, с официальными визитами заходило в порты Гаваны и Туниса.


Однако с появлением атомных подводных лодок, которые практически не имеют ограничений дальности, субмарины проекта 641 перешли в статус просто неплохих лодок ближней зоны. Летом 1990 года внутренними водными путями Б-435 перевели на Черное море и зачислили в состав ЧФ.

Когда в 1997 году Украина и Россия делили флот, из предложенного украинское руководство выбрало именно Б-435, назвав ее «Запорожьем», а соответствующая область взяла шефство над лодкой.

22 февраля 2003 года в Балаклаве «Запорожье» уже торжественно спускали на воду после окончания докового ремонта. До выхода в море осталась самая мелочь - установить новые аккумуляторные батареи вместо старых. Батареи решено покупать у греков, компании «Германос С. А.». Купили, отдали 3,5 миллиона долларов, и только тут выяснилось, что в иностранных батареях не подходят клеммы к советской субмарины, да и по габаритам они не очень подходят.


Поэтому «Запорожье» осталась стоять у причала 13-го судоремонтного завода в Севастополе еще шесть лет, а неподалеку - греческие батареи, накрытые навесом.


18 марта 2009 года дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) U01 «Запорожье» Военно-Морских сил Украины перевели от причала 13-го ремонтного завода Черноморского флота РФ и поставили в плавучий док».

Читать далее в блоге автора

Первый самостоятельный выход в открытое море подлодка «Запорожье» совершила лишь в 2012 году. 20 марта 2012 года украинская подводная лодка U01 покинула пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе и вышла в городскую бухту для выполнения учебных заданий. 25 апреля 2012 года (впервые с 1993 года) подводная лодка вышла в открытое море с использованием собственной силовой установки. На борту находилось 77 человек. Общая сумма затрат по ремонту подлодки оценивается в 60 миллионов гривен.

13 августа 2012 года лодка провела успешное погружение на перископную глубину (14 метров), выполнила вывешивание и дифферентовку, отработку движения в подводном положении В 2012-м году подводная лодка «Запорожье» участвовала в совместных российско-украинских учениях «Фарватер мира», в рамках ходовых испытаний выходила в море и провела погружение на перископной глубине, а также принимала участие в совместном праздновании Дня флота Украины и Дня ВМФ РФ в Севастополе. В январе 2013 года в Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки «Запорожье» в боевой состав флота.

В июне 2013 года лодка покинула 13-й судоремонтный завод Министерства обороны России и ошвартовалась на подготовленном для неё временном месте в Стрелецкой бухте.

Спустя год «Запорожье», как и многие другие корабли Военно-морских сил Украины перешла под юрисдикцию России.

Незадолго до этого события на корабле побывал ANTON_BLINOV


«Фотографический материал для этого поста был готов уже чуть больше года назад, но в силу известных событий, последовавших сразу после, явно должен был отлежаться. Да, в конце февраля 2014 года мне удалось попасть, посмотреть и отснять (полностью, с 1-го по 7-ой отсек) внутренности и интерьеры подводной лодки «Запорожье». Тогда это было еще ВМСУ, лодка была под украинским флагом.

Это единственная оставшаяся в строю подводная лодка 641-ого проекта. Штук несколько таких подводных лодок стоят как музеи - и за рубежом, и у нас в стране, но это не музей, а боевой корабль. Внутри - все именно так, как и должно быть на находящейся в строю подводной лодке, что ценно и уникально. Вопчем, это как экскурсия на машине времени - возможность увидеть подводную лодку ВМФ СССР образца 70-х годов, практически в том же виде, как оно и выглядело тогда.

Уже упоминал в одном из предыдущих постов, что не разделяю и не приветствую имеющие место быть насмешки над этой лодкой, поскольку сам отношусь к ней не как к «пiдводному човну», а как к подводной лодке Б-435 ВМФ СССР, части истории нашего флота, с которой обстоятельства сыграли такую вот шутку. Именно исходя из этого мне это «железо» - дорого и ценно, и именно поэтому по случаю праздника мне и хочется его показать.

Наша экскурсия пройдет «из конца в начало» - первым по счету мы посетим 7-ой (кормовой) отсек, пройдем через всю лодку до 1-го отсека и поднимемся в рубку.

Основное вооружение подводной лодки пр. 641 - десять 533-мм торпедных аппаратов, шесть носовых и четыре кормовых. Здесь на снимке - кормовые торпедные аппараты № 7, 8, 9 и 10. В проходе между ними виден прибор ввода установочных данных в торпеды от автомата торпедной стрельбы (ТАС).


Торпедные аппараты номер 7 и 9. На одном из них висит бумажный циферблат, стрелку которого переставляет вахтенный, осматривающий отсеки подводной лодки каждые полчаса. Слева от торпедных аппаратов - стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется выстрел. В левой части кадра - один из промежуточных приборов ПУТС (управления торпедной стрельбой).


Запасной командный пункт, используемый для управления подводной лодкой при выходе из строя центрального поста. Приборы слева - это циферблаты указателя положения вертикального руля и указатель резервной системы курсоуказания...

После подъема 22-го марта прошлого года на лодке Андреевского флага и перехода ее в Южную бухту Севастополя, к причалам нашего подплава, не изменилось ничего - лодка стоит на своем прежнем месте, и ее окончательная судьба по-прежнему не ясна. Самому, конечно, хотелось бы еще увидеть ее на ходу, но понимаю, что это произойдет вряд ли. На Черноморский флот поступают новые подводные лодки, и как боевая единица Б-435 нашему ВМФ более не нужна.

Озвучивался вариант перевода лодки в Балаклаву и ее размещения в музее (тот, который в подземных штольнях) - и так было бы правильней всего. Говорилось также и о возможном возвращении лодки Украине, и тут ее судьба печальна - просто сгнить где-нибудь в Одесской бухте, поскольку ни ресурсов, ни экипажа на эксплуатацию лодки у ВМСУ в нынешнем виде точно не хватит».

Читать далее в блоге автора

О том, что российский флот не намерен использовать лодку по прямому назначению, 20 марта 2016 года заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. «Подводная лодка «Запорожье» не будет принята в боевой состав флота», - сообщил журналистам адмирал. Полпред президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, в свою очередь, предположил, что субмарина могла бы стать экспонатом военно-морского музея.
Previous post Next post
Up