Совокупный убыток от инвестирования пенсионных средств россиян негосударственными пенсионными фондами за прошлый год составил более 200 млрд рублей. Дыра в бюджете государственного Пенсионного фонда на 2016 год оценивается в 3 триллиона рублей. Всё идет к тому, что через 15-20 лет размер пенсии россиянина будет составлять всего лишь четверть его зарплаты. Может, пора уже просто забыть про пенсии по старости?
Пенсионные накопления россиян по результатам их инвестирования в 2015 году сократились на 7%, что означает совокупный убыток в размере 200 с лишним млрд рублей. Об этом сообщила вице-премьер Ольга Голодец, не преминув покритиковать накопительную пенсионную систему в целом. «Если брать ту зарплату, отчисления с которой производятся сегодня, то представьте себе, что это будут за деньги через 40 лет, - отметила вице-премьер. - Вот какая пенсия ожидает тех людей, которые когда-то выбрали накопительную систему».
Между тем, в государственной пенсионной системе дела обстоят не лучше. По словам министра финансов Антона Силуанова, перечисления из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2016 году составят 3 триллиона рублей - на триллион больше, чем в прошлом году. И в обозримой перспективе надежд на улучшение ситуации нет. По оценкам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, даже при самых благоприятных условиях (доходности инвестирования накопительных пенсий на 1 процент выше инфляции и индексации страховой части пенсий на уровень инфляции), размеры пенсий россиян будут неизбежно снижаться.
В течение 15-20 лет соотношение средней пенсии к средней заработной плате усохнет с сегодняшних 38% до примерно 28%.
Отметим, что в развитых странах это соотношение сегодня составят 60-70 процентов, а минимальной планкой в международной практике считается 40 процентов.
Пенсионер.
Ricardo Liberato 2006 год
Главными причинами столь печальной ситуации в пенсионной системе являются неблагоприятная демографическая ситуация, возникшая вследствие провала рождаемости в девяностые годы, и экономический кризис.
Чужая игра
Не будь кризиса, на демографию можно было бы не обращать внимания, поскольку она имеет значение только для солидаризации пенсий, когда пенсионные отчисления нынешних работников используются для выплаты пенсий старикам. Понятно, что чем больше в экономике молодых рабочих, тем больше средств можно использовать для выплат пенсионерам. Но теоретически без такой солидарности можно обойтись, если инвестирование пенсионных отчислений будет приносить доход, достаточный для текущих пенсионных выплат. Так что всё упирается в доходность инвестиций.
Ее проще всего обеспечить на растущем рынке, то есть в ситуации, когда спрос на акции и облигации российских компаний стабильно растет. В России такое возможно в условиях высоких цен на сырье, поскольку три четверти стоимости всех акций, торгуемых на Московской бирже, приходится на бумаги компаний топливно-энергетического комплекса и металлургии.
Фондовая биржа
Rafael Matsunaga, 2007 год
Впрочем, акции могут расти и при стабильных ценах на товары, и даже при их снижении. Главное, чтобы у крупных рыночных игроков были резоны покупать эти бумаги. Например, в расчете на будущие прибыли. В частности, можно вспомнить рост американских фондовых рынков США в период «количественного смягчения»: Федеральный резерв США тоннами печатал необеспеченные деньги, долги компаний росли как на дрожжах, но при этом фондовые индексы устанавливали один рекорд за другим. Так что на рынке ценных бумаг главное - не текущая ситуация, а ожидания игроков. Причем на небольших рынках, таких, как российский, ожидания могут формировать сами крупные игроки, активно покупая или продавая активы. Отличным примером этого может служить обвал российского рынка в 2014 году, когда фондовые индексы стремительно валились из-за ожиданий, что западные инвесторы уйдут из России.
Нечем рынок поддержать
Всё это сказано к тому, что будь в России крупные отечественные фондовые игроки, перспективы отечественного фондового рынка, и, следовательно, перспективы пенсионной системы (особенно в ее накопительной части) выглядели бы более радужно. Беда в том, что самыми влиятельными игроками на фондовых рынках являются частные инвестиционные фонды - паевые и пенсионные. Необходимое условие их существования - наличие в стране большого слоя обеспеченных людей, способных направлять часть своих личных доходов на инвестиции в ценные бумаги. Главное слово здесь - «большого», несколько десятков мультимиллионеров и миллиардеров обеспечить рынку стабильный рост не способны. Увы, такое явление, как «массовый инвестор», в России сегодня отсутствует начисто.
Мало того, размер реальных доходов среднего россиянина в феврале упал по сравнению с февралем прошлого года на 6,9%. И это несмотря на то, что среднемесячная зарплата увеличилась за год на 5,3%: инфляция, вызванная в первую очередь девальвацией рубля, выросла еще больше - на 12,9%.
SPYDELL:
«За январь Росстат зафиксировал размер средней зарплаты в России в 32,1 тыс. рублей, то есть 413 долларов, что чуть меньше, чем в Египте, но заметно ниже Турции ($720) и Китая ($820). 413 долларов - это уровень нищей Албании, это на 15% ниже Болгарии и на 20% ниже разрушенный и разбомбленной Сербии. При этом среди стран Восточной Европы средняя зарплата распределена в диапазоне от 450 до 1200 долларов».
Месячная начисленная зарплата в развивающихся странах.
Spydell, 2016 год
Среди стран бывшего СССР наибольшая зарплата зафиксирована в странах Балтии, наименьшая - в Таджикистане, Киргизии, Украине и Молдавии. В Бразилии и Аргентине, несмотря на экстремальное ослабление национальной валюты, уровень зарплат устойчив и находится примерно на одном уровне - 710 долларов в месяц.
Отношение зарплаты в России к зарплатам в других странах.
Spydell, 2016 год
При таких доходах населения неудивительно, что эксперты прогнозируют прирост средств, направляемых в российские ПИФы и негосударственные пенсионные фонды в 2016 году, на уровне всего лишь 8%. То есть фактически на уровне инфляции. Вряд ли стоит надеяться, что этот приток подтолкнет фондовые индексы к росту.
И Запад не поможет
Некоторые надежды на рост нашего рынка дают западные инвесторы. В феврале они уже обеспечили приток на российский фондовый рынок более 25 млн. долларов и можно рассчитывать, что в ближайшие месяцы объемы будет расту. Ведь западные инвесторы ориентируются, в основном, на сырьевые цены, а нефть в ближайшие месяцы должна дорожать из-за свертывания сланцевых проектов. Лучше всего текущее состояние в этом сегменте характеризует отчетность пионера сланцевых проектов, компании Chesapeake Energy.
Предварительные результаты деятельности Chesapeake Energy за 2015 год.
Александр Хуршудов, 2016 год
Ласковое лето, суровая осень
Энтузиазм зарубежных инвесторов по поводу российского рынка сегодня охлаждают два обстоятельства. Первое - действующие антироссийские санкции. Второе - негативная бюджетная статистика, которую мы будем вынуждены наблюдать в ближайшие два-три месяца.
Казалось бы, цены на нефть сейчас растут, следовательно, растут прибыли экспортеров, а, значит, и их налоговые платежи в бюджет. Но рост нефтяных котировок влечет за собой снижение курса доллара, и здесь возникает нетривиальная проблема. Дело в том, что платежи за поставленную на экспорт нефть приходят с лагом в 90-120 дней. То есть сегодня российские компании получают деньги за декабрьские поставки и по декабрьским ценам: 31-32 доллара за баррель. Между тем, обменный курс доллара сейчас ниже декабрьского примерно на 10 рублей. В результате такого дисбаланса нефтяники сегодня суммарно недополучают более 30 млрд рублей. Понятно, что этот провал будет полностью скомпенсирован в ближайшие два-три месяца, но до лета российская финансовая статистика будет выглядеть не слишком впечатляюще.
Лето и первая половина осени обещают быть благоприятными для российской экономики: аналитики ожидают повышения нефтяных цен до 60 долларов за баррель и укрепления российской валюты до 50 рублей за доллар. А в ноябре поведение рынков будет определяться результатами президентских выборов в США. Эксперты уверены, что следствием победы Хиллари Клинтон станет возобновление программы «количественного смягчения» и соответствующего роста нефтяных цен. От Дональда Трампа ждут дальнейшего повышения ставок Федрезерва и нового цикла снижения мировых цен на сырье.
Впрочем, при любом исходе американских выборов, экономика уже к концу нынешнего года может приподнести неприятный сюрприз в виде нового витка глобального экономического кризиса. О такой возможности, в частности, предупреждает Банк международных расчетов.
Закредитованность американского корпоративного сектора приближается к кризисному уровню.
Bloomberg, 2016 год
При таком развитии событий инвесторы полностью потеряют интерес к российским активам, цены на сырье возобновят падение, а про восстановление российского фондового рынка можно будет забыть ещё на несколько лет.
Забудьте про пенсию
Понятно, что в случае реализации пессимистических прогнозов про нормализацию ситуации с пенсионным обеспечением в России можно даже не мечтать. Повышение пенсионного возраста, по поводу которого уже который год спорят социальный и экономический блок правительства, станет неизбежным. И скорее всего, не до 63 лет, о которых заявляется сегодня, а до 65 или даже 70 лет.
Непонятно одно - почему это должно восприниматься как трагедия? Ведь для каждого нормального россиянина уже сегодня выход на пенсию воспринимается как резкое снижение уровня жизни. Через десять лет это может стать просто жизненной катастрофой. Поэтому сейчас впору обсуждать не повышение пенсионного возраста, а меры по защите пожилых работников от увольнений. В ближайшие годы эта проблема наверняка станет одной из самых острых.