Постой пароход! Как устроен судовой якорь

Jul 06, 2016 09:58

Казалось бы, что может быть проще якоря? GRUPPMAN утверждает: на самом деле якорное устройство на любом судне – это сложный механизм.

Идёт служба в морской церкви.

Пастор разоряется:

- И вот, вы видите, что челн ваш лишился ветрил и руля, волей ветра и волн вас несёт на скалы!

Что? Что вы должны сделать в этой ситуации?

Правильно! Упасть на колени, и воздев руки к небу, просить помощи у отца нашего всевышнего!

И отец наш...

С последней скамьи доноситься хриплый, прокуренный шёпот:

- Якорь! Якорь, мать твою, бросать надо!


Самый распространённый и узнаваемый морской символ, это якорь. Но потрындеть я бы хотел не о якоре. Что якорь? Якорь, он и есть якорь. Железяка тяжёлая.

Якорь сам по себе бывает только на картинках и на заводе в момент изготовления. Во всех остальных случаях, якорь это составная часть якорного устройства.

Носовое якорное устройство: 1 - якорная лебедка (брашпиль); 2 - стопор для якорной цепи; 3 - труба якорного клюза; 4 - якорь; 5 - якорная ниша; 6 - цепной ящик; 7 - устройство для крепления якорной цепи; 8 - цепная труба.
Ну, и если якорь запасной. Простаивает себе место на судне. Якорь типа АС-14, 10 125 кг.


Или пролёживает:


На ходу судна, якорь поднят в клюз и надёжно закреплён.


Так, что с якорем ничего интересного. Гораздо интереснее другое. Вы задумывались над тем, какова длина якорь-цепи? Ну, так я вам скажу - длина цепи измеряется в смычках. Смычка - 25-27 метров.

Отмаркированные смычки якорь-цепи. Маркируют для удобства отсчёта: - сколько смычек в воде, и сколько смычек осталось на борту.



А смычек может быть, от 7 до 10. Возьмём среднее - 8 смычек по 27 метров.


И тогда длина цепи составит - 216 метров. По 216 метров цепи на якоря правого и левого бортов.

И размер звена цепи вот такой:



Так ведь, кроме длины, это ещё и вес. И где всё это хранится, когда якорь выбран и судно идёт в море?

В цепном ящике. Или по другому, в канатном ящике. Канат - это архаика. Это из тех времён, когда вместо цепи использовали канат. И сейчас ещё продолжают использовать это название, например запрашивая на бак - какое натяжение каната? Направление каната?

Как в этот ящик попадает цепь? А при выборке якоря из воды. Выбирают же цепь механизмами под названиями - шпиль и брашпиль.

Немного истории. Когда корабли стали укрупняться в размерах, начали укрупняться и якоря. И вес якорей постепенно дошёл до такого предела, что для подъёма якоря понадобился отельный механизм. В две-три хари якоря уже было не выбрать. Так появился кабестан, или шпиль. Ну, а поскольку ещё не было ни паровых, ни электроприводов шпиля, якорь тянули мускульной силой матросиков. Вставляли специальные палки в шпиль, и крутили. Есессно, палки-рычаги тут же получили названия - вымбовки.


Сам процесс получил название - «выхаживать шпиль» или «выхаживать якорь». Но смычки были и на канатах, вернее, не смычки, а маркировка длины каната. А поскольку УКВ раций тогда не было, и, чтобы не драть глотку, докладывая, сколько смычек на шпиле сейчас - докладывали ударами в колокол. Поэтому и сейчас судовой колокол располагают на баке. И даже иногда используют по назначению особого упоротые и тоскующие по белому парусу. Плоховато видно, но он по центру фото.


Когда железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке додумались сделать механические приводы шпиля, тут же додумались и использовать шпиль для натяжения и выборки швартовых концов. Моряки ленивые хитрые.

Итак. Шпиль - вертикальный и имеет горизонтальную цепную звёздочку. Брашпиль - горизонтальный, но расположение цепной звёздочки вертикальное.

Шпили сейчас в основном используют вояки. А коммерческий флот использует брашпили. И причин тому много.

Брашпиль танкера-стотысячника.


Вояки экономят место на корабле, и не могут себе позволить разместить на баке ещё парочку стратегических установок в виде брашпилей. На брашпиль ещё навешены швартовые лебёдки, что сразу делает лишними с десяток организмов из боцманской команды корабля. Сокращение же экипажа для вояк, это зубовный скрежет и ночные завывания на луну. Торговый флот не может себе позволить же иметь на борту десяток лишних дармоедов лихих моряков, поэтому автоматизация - наше всё.

Сколько нужно организмов на торговом пароходе для постановки/снятия с якоря? Два-три человека. Командир - обычно третий помощник. Общее руководство и связь с мостиком. Боцман - упарвляет брашпилем и вообще помогает. Ну, иногда ЭйБи моряк. Путается под ногами Помогайка всем. А в принципе, может справиться и один человек. Только толковый. А с толковыми - туго.

Сколько нужно человек на военном корабле? USS DDG-60 PAUL HAMILTON, Гонолулу, Гавайские острова. На входе в Пёрл-Харбор.



Тот, кто решит позубоскалить про «тупых» пиндосов, обломаются сразу. Такое на всех военных флотах мира. РФ не исключение. Военные моряки порождение одной мамки, и все они близнецы-братья. ВМФ любой страны, священное прибежище балбесов, хитрецов и воришек.

Отвлёкся. Впрочем, иногда шпили используют и на коммерческом флоте, но как правило, их устанавливают на судах малого тоннажа, и в основном на корме. Иногда это связано с тем, что некоторые суда имеют вспомогательный кормовой якорь. Но стараются всё таки ставить обычные рядные швартовые лебёдки.

Первые брашпили имели паровой привод, потом были вытеснены гидравликой и электричеством. И у гидравлики, и у электричества есть свои преимущества и недостатки. Идеальных механизмов пока не изобрёл никто. Гидравлика чувствительна к температурам, ограничена по тяговым усилиям. Электричество может подвести в нужный момент, и хорошо, если просто выбьет автомат нагрузки. А ещё там есть слип-хабы, бля...

Сама конструкция брашпиля проста до невозможности. Привод - редуктор - цепная звёздочка. Ленточный тормоз. Скользящий привод сообщения/разобщения. Швартовые лебёдки также сообщаются скользящим приводом.


Не нужен брашпиль? Разобщили. Нужны лебёдки? Сообщили, работаем лебёдками.

Брашпиль танкера 50ти тысячника. Электропривод. В левом углу электромотор.


Ага, это птички его так уделали, да. Птички любят кататься на пароходе:



Иногда их пугают, гуднув тифоном, но птички как-то не пугаются. Боцман очень нежно любит этих птичек.





Знаете, как приятно проводить профилактические и ремонтые работы по брашпилю в компании этих милых пернатых друзей? Стирать потом приходится всё. И куртку, и комбез. Отдельно отмывать каску.

Источник: http://gruppman.livejournal.com/149917.html
Previous post Next post
Up