Благая VESTA. Последняя надежда российского автопрома

Jul 05, 2016 17:31

Доходы россиян снижаются, а цена на легковые автомобили продолжают расти. Возможно, это даст шанс автовазовской новинке потеснить иномарки.

С сентября 2014 по июнь 2016 года цены на новые автомобили в России выросли на 38%. Основная причина - рост курсов доллара и евро по отношению к рублю, свое влияние также оказывают инфляция и рост себестоимости производства.

За этот период курс доллара вырос более чем на 70%, рост курса евро составил 50%. При этом наибольшая динамика изменения стоимости новых автомобилей произошла с декабря 2014 по апрель 2015 года (+21%). Как раз в конце 2014-начале 2015 года курс рубля по отношению к мировым валютам начал резко падать.

Летом прошлого года наблюдалась стабилизация и по части валюты, и по ряду других показателей, - и в отдельные месяцы даже было зафиксировано небольшое снижение цен на автомобили. Но с сентября 2015 года цены на новые автомобили возобновили рост: за 7 месяцев они подорожали на 10%, и этот процесс поступательно, без резких скачков, но продолжается.

autostat.ru, 2016 год
Основным фактором спроса на автомобили остается уровень автомобилизации, который в России до сих пор ниже, чем в большинстве развитых стран.

За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России активно рос и увеличился на 51% - с 27 млн. штук в начале 2006 года до 40,9 млн. штук к началу 2016 года. Однако в 2015 году темпы этого роста резко сократились. И если год назад эксперты предрекали России, что уже через 2-3 года ее автопарк станет самым крупным в Европе, при текущих тенденциях на рынке страны эти сроки сдвигаются. И пока лидером по количеству легковых автомобилей остается Германия с 44 млн. единиц.

Что касается России, то по состоянию на 1 января 2016 года на каждую тысячу россиян приходилось 283 легковых автомобиля, в то время как в среднем по Европе показатель обеспеченности автомобилями приближается к отметке в 500 единиц на 1000 жителей. Среди ведущей четверки европейских стран самая низкая обеспеченность автомобилями во Франции - 479 единиц на 1000 жителей (здесь и далее по Европе - данные за 2015 год). В Великобритании - 501 автомобиль, в Германии - 544 машины. Лидирует по этому показателю Италия, где на 1000 жителей приходится 618 легковых автомобилей.

autostat.ru, 2016 год
Вместе с тем, спрос на автомобили сдерживается снижением доходов россиян. Учитывая тот факт, что по итогам первого квартала 2016 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в нашей стране составила 1,36 млн. рублей, а среднемесячная начисленная заработная плата за это же время достигла 33,3 тыс. рублей, то на покупку машины россиянину придется копить деньги в течение 41 месяца или примерно 3,5 лет (при отсутствии любых других трат).

Если рассматривать статистику в 2007 - 2015 годах, то за это время рост цен на автомобили (в 2,4 раза) в целом соответствовал росту зарплат (в 2,5 раза) в стране. Поэтому среднестатистическому жителю России для накопления нужной суммы было достаточно не более 3 лет, а в 2014 году этот показатель и вовсе составлял 2,6 года. Но сейчас мы вернулись к ситуации первой половины 2000-х годов, когда людям приходилось тратить на автомобиль сумму, эквивалентную зарплате за 3,5 года, и даже больше.

autostat.ru, 2016 год
Вопрос в том, пересядут ли в этих условиях россияне на отечественные машины? Сейчас в целом по России 78% всех легковых автомобилей - этой иномарки.

При этом наибольшая рыночная доля иномарок зафиксирована в Центральном и Северо-Западном федеральных округах - более 86%. Во многом такая картина объясняется более высоким уровнем жизни в данных округах, особенно в столичных регионах (Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург). Это позволяет местным жителям отдавать предпочтение более дорогой продукции зарубежного автопрома, нежели отечественного. Также свыше 80% рынка приходится на иномарки в Дальневосточном ФО.

Немногим меньше этот показатель на Урале и в Сибири (79,2% и 77,8% соответственно). На Юге страны иномарки занимают три четверти местного рынка, и только каждый четвертый проданный здесь новый легковой автомобиль является отечественным. В Приволжском ФО это соотношение меньше - к российским брендам относится каждая третья машина, что, безусловно, связано с присутствием на территории округа традиционных отечественных производителей.

А вот в Северо-Кавказском ФО иномарок продается меньше, чем автомобилей российских марок. Доля отечественных машин составляет порядка 60%, соответственно, на иномарки приходится 40% рынка. Причина этого - менее высокий уровень жизни местного населения.

autostat.ru, 2016 год
На ближайшую перспективу надежды на увеличение доли российских автомобилей связаны с новинкой, старт продаж которой состоялся семь месяцев назад. Это LADA Vesta.

Чтобы оценить рыночные перспективы этой машины, аналитики агентства «Автостат» решили сравнить ее с конкурентами в самом популярном на российском рынке сегменте - сегменте «В». В поле зрения попали Hyundai Solaris, KIA Rio, Lada Granta, Volkswagen Polo, Renault Logan, Lada Vesta, Lada Priora, Datsun on-Do, Ford Fiesta, Chery Bonus3. Для сравнения были взяты такие показатели, как длина автомобиля, колесная база, величина дорожного просвета (клиренс), объем багажника, базовая цена.

LADA Vesta в этой десятке находится на втором месте по длине кузова (ее длина 4410 мм). Вместе в Chery Bonus3 (4450 мм) по этому параметру она уже фактически на грани между сегментом «В» и более высоким по классу сегментом «С». У нее также самая длинная из всех колесная база (2635 мм) и самый высокий клиренс (178 мм).

При этом у модели средний по величине багажник - 480 л. В этой «номинации» бесспорными лидерами у седанов-одноклассников являются Datsun on-Do (530 л) и LADA Granta (520 л). Что же касается цены, то в диапазоне от 629 тысяч (Ford Fiesta) до 383,9 тысячи рублей (LADA Granta) - цена базовой комплектации Vesta в 529 тысяч рублей занимает всего лишь пятое место. Сейчас в среднем в месяц продается 2940 автомобилей Vesta. Это почти вдвое больше, чем Datsun on-Do и в 6 раз - чем Ford Fiesta.

autostat.ru, 2016 год
По оценкам «Автостата», больше всего автомобилей LADA Vesta в январе - мае нынешнего года было реализовано в Самарской области: 1141 экземпляр. В Татарстане покупателями вазовской новинки стали 955 человек, в Башкортостане проданы 693 таких машины. Также свыше 600 единиц «осело» в Пермском крае (671 шт.), Санкт-Петербурге (669 шт.) и Краснодарском крае (661 шт.).
На дорогах Ростовской области за отчетный период появилось 593 новых LADA Vesta. Жители Московской области приобрели 584 автомобиля. Парк Москвы пополнился 550 машинами. Отметим также, что всего в 2016 году продажи LADA Vesta в России составили 17,8 тыс. единиц.

Можно добавить, что в конце июня АвтоВАЗ представил специальные лимитированные версии LADA Vesta и LADA XRAY, которые посвящены 50-летию автозавода. Автомобили в «юбилейном» исполнении базируются на максимально оснащенных топ-версиях моделей и отличаются оригинальной красно-черной отделкой салона, особыми колесными дисками и дополнительным логотипом. А уже в конце этого года LADA Vesta начнет продаваться в Германии.
Previous post Next post
Up