«Я то Гусь, но за мной придёт Лебедь». Картина Вацлава Брожика и её историческая основа

Jul 05, 2016 15:22

6 июля в Чехии каждый год отмечают день память заживо сожжённого в этот день на костре национального героя, проповедника, мыслителя и идеолога чешской Реформации Яна Гуса. Его мученическая смерть стала поводом для кровавых «Гуситских войн», сотрясавших Центральную Европу на протяжении почти двух десятилетий, но не помешала реформации церкви, которая произошла уже веком позже: «Лебедем», пришедшим на смену Гусу, стал Мартин Лютер.

sergeyurich: «Ян Гус на Констанцском соборе»

Вацлав Брожик (1851 - 1901) - один из самых известных чешских художников. Он жил во второй половине XIX века то в Праге, то в Париже и был похоронен на Монмартре. Брожик придерживался академического стиля в живописи, писал жанровые сцены, портреты, пейзажи и часто обращался к историческим сюжетам.

Вацлав Брожик, из блога sergeyurich
Конечно же, чешский художник не мог пройти мимо такой масштабной фигуры как ЯН ГУС - идеолог чешской Реформации, национальный герой чешского народа, великий проповедник и мыслитель, создатель чешской орфографии.

В 1883 году Вацлав Брожик написал одну из самых знаменитых своих картин на исторический сюжет - «Ян Гус на Констанцском соборе».

«Ян Гус на Констанцском соборе», картина Вацлава Брожика, 1883 год
Эта картина изображает Яна Гуса в самый трагический момент его жизни - на XVI Вселенском соборе в немецком городе Констанце, продолжавшемся более трех лет (1414 - 1418 гг.) и призванном прекратить церковную схизму, то есть раскол католической церкви.

Король Венгрии и Хорватии (с 1387 года), король Германии (с 1410 года), а позже (с 1419 года) - король Чехии, и с 1433 года - император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембург созвал Констанцский собор, чтобы преодолеть Великий западный раскол церкви и выбрать единого папу (что в итоге удалось, новым папой был избран Мартин V, а его конкуренты были объявлены антипапами).

На картине Вацлава Брожика короля Сигизмунда можно видеть в самом центре, естественно, на троне. Сигизмунд I Люксембург известен не только тем, что прекратил церковную схизму, но и тем, что стал героем исторического анекдота, очень похожего на правду. Желая показать свою образованность, король на церковном соборе говорил, разумеется, на латыни. Но поскольку в ней он был не особенно силен, то допустил ошибку, употребив слово «schisma» в женском роде. Кто-то осмелился указать ему на эту ошибку в латыни, на что Сигизмунд ответил: «Ego sum rex Romanus et supra grammaticos» («Я - римский император и выше грамматиков»). Нужно отметить, что Сигизмунд в это время императором еще не был, но его ответ очень хорошо характеризует этого человека.

Впрочем, больше всего в истории Сигизмунд I Люксембург известен не как герой анекдота, и не как инициатор церковного собора, временно закончившего раскол католической церкви, а как тот, кто вынес смертельный приговор Яну Гусу, что привело к многолетним Гуситским войнам, много лет сотрясавшим Центральную Европу.

Вызванному на собор Яну Гусу Сигизмунд обещал личную безопасность, однако своего обещания не сдержал. После того как в ноябре 1414 года Ян Гус прибыл на Констанцский собор, он был арестован и выступал на соборе в качестве обвиняемого в ереси.

Моравские дворяне, а потом и сейм Чехии и Моравии обратились к императору с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе (На картине Вацлава Брожика группа представителей чешско-моравского дворянства изображена в правом нижнем углу; выражение их лиц, особенно самого крайнего - в красном кафтане, красноречиво говорит о том, что ничего хорошего для Гуса от этого заседания собора они не ожидали).
sergeyurich
Слово Яну Гусу дали.

Великий чешский проповедник надеялся объяснить собору свою позицию. Он требовал упрощения церковной обрядности, утверждал, что нельзя слепо подчиняться церкви, которая своей деятельностью дискредитирует саму суть веры: «Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана», ему представлялось недопустимым, когда церковные иерархи призывают поднимать оружие на своих противников - деятельность инквизиции (разве этому учил Христос?). Особенное возмущение Гуса вызывала практика продажи индульгенций. И он справедливо считал, что Слово Божие должно быть понятным для всех прихожан. Именно поэтому свои проповеди Ян Гус читал на чешском языке.

«Ян Гус на Констанцском соборе», фрагмент картины Вацлава Брожика, 1883 год
После допросов и трех слушаний Констанцский собор признал Яна Гуса неисправимым еретиком. Ему было выдвинуто сорок два тезиса обвинений и вынесен смертельный приговор - казнь через сожжение на костре.

«Ян Гус отказывается подписать отречение накануне казни 5 июля», фрагмент картины Камила Владислава Муттиха, из блога sergeyurich
После вынесения приговора Сигизмунд I и архиепископы убеждали Гуса повиниться и тем самым спасти себе жизнь (обвинители на картине изображены слева). Однако он заявил: «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых не произносил».

«Приготовление Яна Гуса к казни», гравюра 1904 года из блога sergeyurich
6 июля 1415 года Ян Гус был казнен как еретик. Он был сожжен прямо в Констанце, пепел после казни смешали с землей и бросили в воды Рейна.

По легенде, к костру, на котором сжигали Яна Гуса, подошла благочествивая старушка, чтобы подбросить вязанку хвороста. И именно о ней в последние минуты своей жизни будто бы сказал великий реформатор: «O, sancta simplicitas!» («О, святая простота!»). Думаю, впрочем, что это не более чем легенда. Во-первых, потому, что вряд ли стоящий на костре Гус, смотрел на то, что происходит у подножия его эшафота; как истинно верующий человек, он должен был смотреть вверх, на небеса. А во-вторых, странно, что призывавший к проповедям на национальном языке свою последнюю фразу произнес на латыни, а не по-чешски. Однако, его ведь сожгли не в его родной Чехии, а в немецком Констанце...

В 1862 году в Констанце был установлен памятный знак на месте сожжения Яна Гуса. Приписывается Яну Гусу и еще одна предсмертная фраза: «Я-то Гусь, а за мной придет Лебедь!». Будто бы эти он предрекал появление нового реформатора, идеи которого произведут переворот в западном христианстве. Таким реформатором через сто лет после казни Яна Гуса стал Мартин Лютер.

«На сём я стою (Мартин Лютер в Вормсе 18 апреля 1522 года)», картина Антона фон Вернера, 1877 год
Скорее всего, это тоже только легенда, придуманная уже после того, как в 1517 году Мартин Лютер выдвинул свои «95 тезисов», вызвавших такой раскол в католической церкви, который она не преодолела до сих пор и видимо, никогда уже преодолеть не сможет. Да и последствия Реформации, начатой Лютером для Западной Европы были намного более катастрофическими, чем региональные Гуситские войны (одна только Тридцатилетняя война чего стоила!).

Впрочем, вернемся к Яну Гусу. В 1915 году, к 500-летию казни Яна Гуса на Староместской площади Праги был сооружен памятник, автором котрого был чешский скульптор Ладислав Шалоун:

Из блога sergeyurich
Кстати, картину Вацлава Брожика «Ян Гус на Констанцском соборе» можно увидеть в одном из залов городской ратуши Праги, которая расположена на той же Староместской площади. А Прага - один из моих самых любимых городов, в котором никогда не бывает скучно! Если кто-то в ней еще не был, то настоятельно рекомендую исправить эту ошибку!

Источник - http://sergeyurich.livejournal.com/543381.html
Previous post Next post
Up